О связи психологического и системного

При анализе модели, которая показывает связь психологии и системного мышления, хочется подчеркнуть тесное переплетение психологической и системной составляющих. А возможно и преобладание психологической.
Начиная от индивидуальных, неповторимых ощущений неудовлетворенностей каждого отдельного индивидуума. Одна и та же проблема, факт реальности, вызовет у двух разных людей абсолютно разные реакции, впечатления. И связано это будет с индивидуальным опытом каждого: загруженными картинами мира, природными особенностями. Так же и дальнейший выбор ролей и реализация ролевых практик: результаты могут быть непонятными и порой шокирующими для разных людей. Изменение физического мира, что является целью избавления от неудовлетворенностей, по принципу "пойти и сделать что-то" далеко не одно и то же для уверенного, спокойного, всеми любимого человека и для взрывного, испуганного изгоя. Отсюда же и возможный неправильный выбор роли, и недостаточное ролевое мастерство… Даже в сфере вопросов системного мышления можно найти глубинные психологические элементы.

Евгения, спасибо за пост!
Психологическое и системное действительно связаны, но сколько “психологического” и сколько “системного” – зависит от условий, в которых рассматриваем)
Например, в проекте или компании 96-98% проблем будут “системными”, поэтому системное рассмотрение бьет “психологическое” (все психологическое уйдет в лидерство, и будет лидерство решать 2% проблем компании. Соотношение из Деминга).
В личном примерно 50/50. Хотя и тут, скорее всего, соотношение после некоторого количества тестов сменим на 55/45 в пользу системного. Дело в том, что “психологическое”, а именно, чувства, нами часто используется неверно: опираемся на чувства при принятии решений, “голосуем сердцем”. Но чувства – это отличный “указатель” на возможные проблемы, но ни в коем случае не “решатель”! Для решения проблем используем рациональные рассуждения.
Попробуйте проанализировать какую-то имеющуюся у вас проблему. Например, можно начать с “я боюсь / мне неприятно делать то-то”, и дальше порассуждать, почему (желательно с использованием пройденных понятий). А дальше распределите, какие из проблем “системные”, а какие “психологические”.
Если вы поделаете это упражнение какое-то время, вы будете удивлены, как часто психологический “дребезг” появляется из-за проблем в системной части (“не знаю, какую роль играю”, “не знаю, чего от меня хочет собеседник, потому что не могу выделить его роль / не знаю ролевых интересов”, “недостаточно хорошо знаю практику” и тп). Так что тут скорее наоборот, психологическое переоценено) из-за того, что оно работает “из коробки” и ему не надо учиться.