Модель обучения "Квадрант компетенций" ярче всего можно оценить на примере подготовки специалистов , в руках которых могут находиться наши жизни: врачей, спасателей, пожарных.
В процессе обучения по данным направлениям человек медленно кочует из состояния "неосознанной компетентности" в состояние "осознанной некомпетентности", оказываясь перед огромным объемом знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть. Этап "осознанной компетентности" может занимать очень длительный период времени, и качество прохождения этого этапа определяет качество дальнейшей жизни как обучающегося, так и объектов его деятельности. Ведь именно осознанные многочисленные тренировки приведут к формированию четких уверенных навыков, которые в дальнейшем будут реализовываться автоматически, что защитит от неисправимых ошибок.
Достигая состояния "неосознанной компетентности", человек становится настоящим профессионалом своего дела, что в случае, например, врачебной практики, позволяет уверенно принимать правильные решения, не тратя времени, которого порой нет, и тем самым, спасая жизни людей.
Каждый из нас, думаю, хотел бы встретить на своем пути именно такого специалиста, неосознанно компетентного в своей области (в нужный момент, когда нужны быстрые, четкие и уверенные решения и действия).
Евгения, спасибо - да, особенно врача-специалиста, который не будет гонять тебя по n-кругу с исследованиями, а сразу скажет, что и как.
Доброго дня! Не так давно прочитал книгу “Записки врача” Викентий Вересаев (рекомендую), автобиографичный рассказ среднего врача предреволюционной России, где он поднимает огромный пласт проблем связанный с обучением врачей, описывая в том числе и свои фатальные ошибки, которые стоили жизни его пациентам и даже детям. Существовал в то время способ для того чтобы изменить ситуацию и выпускать хирургов которые уже много раз проводили операции на живом организме, организме животных, не испытывая при этом судьбу с настоящими пациентами. Зная что мы можем спасти миллионы жизней никто не хочет исправить ситуацию прикрываясь чувством гуманизма и сострадания к животным. Хочется спросить: “А вы готовы отдать своего ребенка под нож молодого хирурга? или птичку жалко?”. У меня есть знакомый , каким то образом получилось, что он недавно открыл приют по содержанию бездомных животных, как выяснилось они отлавливают животных стерилизуют, чипируют, а через шесть дней по закону выпускают обратно. На это тратиться миллионы бюджетных денег на усладу горе защитников животных. В тоже время известно огромное кол-во случаев когда животные нападали на человека, детей. Почему бы не объединить эти две общественно значимые проблемы и не решить их разом? Таким образом молодые врачи получают обширную практику, получая бесценные навыки работы, и мы решаем проблему бродячих животных.
P/S/ Совершенно случайно пришли такие мысли, когда прочитал Ваш пост)))
Евгения, спасибо за пост!
Действительно, важность неосознанной компетентности особенно видно в сферах, имеющих дело с жизнью и смертью человека – например, в медицине, всякого рода службах спасения, авиации и тп.
И тут можно отметить еще вот какую штуку: важно, чтобы специалист не “закостеневал” в стадии неосознанной компетентности в какой-то практике – ведь практики меняются и обновляются. Если старый заслуженный хирург-офтальмолог филигранно умеет резать роговицу алмазными скальпелями, то лучше выбрать пусть не такого филигранного хирурга, но проводящего операции на зрении при помощи лазера: потому что практика лазерной коррекции сама по себе менее травматична для пациента и дает результаты лучше. Вот тут можно об это кратко почитать: История операций по коррекции зрения: сравнение рисков и побочных эффектов / Хабр
Так что смена практик тоже важна)