Пост 3. А точно ли “свои” мысли?

Пост EVGENII KARAGODIN “Мышление письмом” https://blog.system-school.ru/2022/01/29/myshlenie-pismom-4/ заставил меня крепко задуматься, а что конкретно считать работающей практикой “мышления письмом” ? В чем именно ее ценность?

В курсе описан следующий тезис - «Не пишешь = не думаешь». Главное требование — нужно писать свои мысли на основе прочитанного/изученного.

Но что такое “свои” мысли? Это мысли, рожденные чисто мышлением? Но они же рождаются на основе тех картин мира, которые сейчас есть в твоей голове ( и как пишут - у большинства людей там намешаны как научные так и не научные картины мира, которые социум и поставщики контента в тебя загрузили).

И получается, что практика “мышления письмом” по большей части это не про “твои” мысли, а лишь про “твою” интерпретацию прочитанной информации и того, как это бъется с картинами мира в твоей голове?

И ценность этой практики именно в том, что ты осознанно ищешь противоречия в этих картинах, пытаешься их проанализировать и при необходимости поменять часть устаревших картин?

После таких размышлений очень остро встает вопрос, а что такое “мысль”?

Мне тоже как новичку безумно интересен этот вопрос

Илья, спасибо за пост!
Вы хорошо изложили основной смысл практики мышления письмом: это именно про интерпретацию и поиск несоответствий / противоречий в уже имеющихся картинах мира и предлагаемых; и поиск вариантов устранить несоответствия.
По поводу “мысли рождаются на основе уже имеющихся картин мира” – это у всех агентов так)) мы при размышлениях так или иначе основываемся на каком-то “багаже” из картин мира и не перепридумываем все концепты и смыслы слов заново, а берем что-то из уже имеющегося в мире и переосмысляем. Меняем картину мира (модель/объяснение) на более точное, например, смену времен года объясняем при помощи теории наклона земной оси, а не при помощи мифа о Персефоне, как в Древней Греции. Меняем роль, с точки зрения которой рассматриваем какой-то объект: например, врача-терапевта в человеке будет интересовать не то же самое, что и танцора.

По поводу мысли: а как вы сами бы определили мысль? И что в этом определении смущает, что “дребезжит”?

Для меня тезис “не мыслишь = не думаешь” решился немного по другому.
Мысли - это продукт мышления. И очень хочется сохранить этот продукт для дальнейших размышлений. Чтобы не проделывать один и тот же путь каждый раз. Поэтому мысли выжно записывать.

Отсюда мысль - это зафиксированные некоторым образом результаты размышлений, которые можно использовать в дальнейшей деятельности. И тут у меня возникают ещё вопросы:

  • а для чего мы думаем и всегда ли делаем это осознанно? Ведь не всегда мы сознательно выбираем тему для размышлений - иногда мысли сами лезут в голову.
  • И как эта практика в нас закладывалась в течение предыдущей жизни? Я не помню в своей жизни специальных упражнений на мышление или отдельного школьного предмета. И для развития имеющегося мышления надо понять, а что уже есть