Анатолий Левенчук на третьей встрече Study Group ОдО рассказывал про проблему обучения у профессоров -- заслуженных деятелей науки, людей, которые очень долго преподают предмет и глубоко его понимают. Профессору кажется, что все, что он говорит -- очевидно и примитивно. Он искренне не понимает, почему студенты его не понимают.
Я и сам сталкивался с описанной ситуацией в ВУЗе: когда слушаешь преподавателя, но понимаешь, что не до конца понимаешь, что он говорит. Причина понятна: преподаватель ожидает у студента наличие определенных освоенных дисциплин на определенном уровне и строит свои объяснения на понятиях из этих дисциплин. Если по какой-то причине нужная дисциплина не была освоена, то объяснение не будет понято. И если в случае с прикладными дисциплинами эту недообученность можно легко выявить и отправить студента на дообучение, то в случае с трансдисциплинами выявить провалы сложнее (хотя, возможно, никто и не пытался).
Подобная ситуация имеет место не только в ВУЗах, но и на всех ступенях образования: в семье, в детском саду, в школе. Воспитатель, родитель или учитель при постановке ребенку базовых практик интеллект-стека, например, собранности, может уже не помнить, с какими проблемами он сам сталкивался в детстве, поэтому не может подобрать нужные слова. Ему кажется это очевидным, а ребенку нет.
В качестве одного из решений этой проблемы предлагается привлечение выпускников к преподавательской деятельности. Это выгодно и выпускнику (возможность повторить материал, посмотреть на него с другой стороны, тем самым выявить и закрыть пятна непонимания) и студенту (общение с человеком, который только недавно сам разбирался с предметом и помнит все подводные камни).
Надеюсь, что в рамках ШСМ будут развиваться активности, направленные на привлечение выпускников курсов к преподавательской деятельности, в том числе к проверке домашних заданий, обсуждению непонятных моментов в текстах, а также приложение материалов курсов к жизни. Надеюсь также когда-нибудь принять участие в такой активности в роли преподавателя. А максимальное покрытие интеллект-стека курсами, поможет мне и другим студентам выявить и поправить проблемные места в образовании, начиная с самого детства.
#сиОдО