Целевая система -- выполнение интересной работы

Человек, который испытывает неудовлетворенность, склонен выполнять действия, направленные на ее устранение. Толерантность к неудовлетворенностям позволяет ему выбирать между тем, чтобы закрывать существующие неудовлетворенности, либо заниматься чем-то другим. Способность терпеть существующую неудовлетворенность относится к мастерству собранности. В частности, человек может испытывать нужду в развлечении, но все равно заниматься работой. Человек с низкой толерантностью к неудовлетворенностям не может направить свое внимание ни на что, кроме закрытия неудовлетворенностей.

Когда я рассматриваю собственные неудовлетворенности, то сталкиваюсь с парадоксом -- с одной стороны я не могу обнаружить их в себе (полная нечувствительность), с другой стороны в ретроспективе можно обнаружить, что большинство возникающих неудовлетворенностей я сразу же на автомате закрываю, что указывает на очень низкую толерантность. Объяснение этого парадокса значительно проще, чем кажется -- для тех неудовлетворенностей, которые не удается сразу закрыть (или принято решение этого не делать) включается очень эффективный механизм подавления. Подавленная неудовлетворенность выглядит закрытой и не мешает заниматься чем-то еще.

Только один вид неудовлетворенности я не могу автоматически закрывать -- скуку или неудовлетворенность в интеллектуальном развлечении. Для удовлетворения этой нужды были найдены достаточно эффективные способы, которые и создают видимость успеха, маскируя низкую толерантность к неудовлетворенностям и подавленные нужды. В первую очередь это любопытство, получение потоковых переживаний от процесса обучения, усвоения нового материала. Во вторую очередь это радость от решения сложных и необычных задач.

Получается, что система, которую я создаю для удовлетворения потребности в интеллектуальном развлечении, это осуществляемая мной работа -- учеба или решение задачи. Надсистемой для этой работы является моя интересная жизнь, главным заинтересованным лицом становлюсь я со своей скукой, а интересная работа позволяет мне от этой скуки избавиться.

При этом работа, которая является настоящей целевой системой, входит в состав некоторого проекта, а этот проект имеет некоторую целевую систему, которая в свою очередь должна иметь надсистему и заинтересованных лиц. В этом месте начинается скрип -- на самом деле проект существует только ради работы. Целевая система действительно может быть никому не нужна. Я принимаюсь за проект не для того, чтобы одарить мир новым продуктом, а для того, чтобы получить радость от осуществления работ.

Очевидным следствием является то, что в большинство личных проектов оказываются заброшенными, а рабочие задачи, которые я на себя беру, вязнут в прокрастинации. Настоящая цель достигнута -- я выполнил какие-то работы и получил от них потоковые переживания. Никакая внешняя мотивация "чтобы довести до конца" не работает, единственный действенный способ это найти такую новую работу, которую тоже хочется исполнить, и которая при этом приблизит проект еще на один шаг к завершению.

Чтобы что-то в этом изменить нужна неудовлетворенность, которую бы я не стал подавлять. Для этого нужно научиться осознанности, чтобы обнаруживать сам факт подавления, а затем научиться испытывать неудовлетворенность без рефлекса ее сразу подавить. После этого можно будет вернуться к самому началу и начать создавать системы, которые будут приносить пользу, а не просто давать удовольствие от работы над ними.

Честный ответ на вопрос "Зачем я изучаю системное мышление?" перекликается с комиксом SMBC (осторожно, ненормативная лексика) -- "Просто потому что это интересно".

Спасибо за пост!
Неудовлетворенности, в принципе, обычно рассматриваем как какие-то штуки, мешающие улучшить жизнь на длинном временном масштабе/4 уровне внимания (внимание жизни), и которые нельзя решить быстро (вроде “хочу пить – пошел попить воды”). Те те самые, которые у вас, насколько я понимаю, подавляются.

В рассмотренном разбиении есть путаница)) вы сначала называете своей ЦС “субъективный переживаемый опыт” (включающий потоковые состояния, удовольствие от развлечения и тп), а потом внезапно “учеба” становится ЦС. Не)) если учеба создает для вас эти самые потоковые переживания, то таки они/субъективный переживаемый опыт – это ЦС (зачем вы это делаете), а учеба – система создания /обеспечения этих приятных переживаний. Надсистема “интересная жизнь” тогда вполне себе ок.
Чтобы как-то уточнить, что там за переживания такие должны быть, можно дальше подумать на тему “а что есть интересная жизнь для меня сейчас”, “от чего еще я могу получать потоковые переживания”, “как эти переживания еще бы употребить, не могу ли я получать удовольствие от чего-то еще, помимо самого процесса разгрызания интеллектуального орешка” и тп. Соответственно, может уточниться ЦС (мб не всякие потоковые переживания захочется включать).

Круто, что с подавлением и мотивацией работаете: и пробуете вытащить вот эти “подавленные” штуки и посмотреть, что там такое / как жизнь изменится, если их вытащить, назвать и с ними поработать (кстати, может быть отдельным интеллектуальным удовольствием :slight_smile: и одновременно ищете способы получить потоковые переживания. Можно попробовать буквально создать себе условия для появления потока, постаравшись “заинжинирить” 8 компонентов этого состояния по Чиксентмихайи. Компоненты перечислены в главе 4, а еще можно изучить книжку самого Чиксентмихайи.