Человек, который испытывает неудовлетворенность, склонен выполнять действия, направленные на ее устранение. Толерантность к неудовлетворенностям позволяет ему выбирать между тем, чтобы закрывать существующие неудовлетворенности, либо заниматься чем-то другим. Способность терпеть существующую неудовлетворенность относится к мастерству собранности. В частности, человек может испытывать нужду в развлечении, но все равно заниматься работой. Человек с низкой толерантностью к неудовлетворенностям не может направить свое внимание ни на что, кроме закрытия неудовлетворенностей.
Когда я рассматриваю собственные неудовлетворенности, то сталкиваюсь с парадоксом -- с одной стороны я не могу обнаружить их в себе (полная нечувствительность), с другой стороны в ретроспективе можно обнаружить, что большинство возникающих неудовлетворенностей я сразу же на автомате закрываю, что указывает на очень низкую толерантность. Объяснение этого парадокса значительно проще, чем кажется -- для тех неудовлетворенностей, которые не удается сразу закрыть (или принято решение этого не делать) включается очень эффективный механизм подавления. Подавленная неудовлетворенность выглядит закрытой и не мешает заниматься чем-то еще.
Только один вид неудовлетворенности я не могу автоматически закрывать -- скуку или неудовлетворенность в интеллектуальном развлечении. Для удовлетворения этой нужды были найдены достаточно эффективные способы, которые и создают видимость успеха, маскируя низкую толерантность к неудовлетворенностям и подавленные нужды. В первую очередь это любопытство, получение потоковых переживаний от процесса обучения, усвоения нового материала. Во вторую очередь это радость от решения сложных и необычных задач.
Получается, что система, которую я создаю для удовлетворения потребности в интеллектуальном развлечении, это осуществляемая мной работа -- учеба или решение задачи. Надсистемой для этой работы является моя интересная жизнь, главным заинтересованным лицом становлюсь я со своей скукой, а интересная работа позволяет мне от этой скуки избавиться.
При этом работа, которая является настоящей целевой системой, входит в состав некоторого проекта, а этот проект имеет некоторую целевую систему, которая в свою очередь должна иметь надсистему и заинтересованных лиц. В этом месте начинается скрип -- на самом деле проект существует только ради работы. Целевая система действительно может быть никому не нужна. Я принимаюсь за проект не для того, чтобы одарить мир новым продуктом, а для того, чтобы получить радость от осуществления работ.
Очевидным следствием является то, что в большинство личных проектов оказываются заброшенными, а рабочие задачи, которые я на себя беру, вязнут в прокрастинации. Настоящая цель достигнута -- я выполнил какие-то работы и получил от них потоковые переживания. Никакая внешняя мотивация "чтобы довести до конца" не работает, единственный действенный способ это найти такую новую работу, которую тоже хочется исполнить, и которая при этом приблизит проект еще на один шаг к завершению.
Чтобы что-то в этом изменить нужна неудовлетворенность, которую бы я не стал подавлять. Для этого нужно научиться осознанности, чтобы обнаруживать сам факт подавления, а затем научиться испытывать неудовлетворенность без рефлекса ее сразу подавить. После этого можно будет вернуться к самому началу и начать создавать системы, которые будут приносить пользу, а не просто давать удовольствие от работы над ними.
Честный ответ на вопрос "Зачем я изучаю системное мышление?" перекликается с комиксом SMBC (осторожно, ненормативная лексика) -- "Просто потому что это интересно".