ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ С СИСТЕМНЫМ МЫШЛЕНИЕМ

Полагаю, всем известно, что эмоциональная компетентность (EQ) считается одним из 4 ключевых навыков современности. Когда мы говорим об эмоциональном интеллекте, часто кажется, что это о способности контролировать свои эмоции, сдерживать агрессию, подавлять конфликты. Однако глубокое профессиональное погружение в теорию эмоциональной компетентности показывает, что владение компетенцией управления эмоциями – включает в себя 4 важных мета-навыка:

  • Самоосознание – понимание собственных эмоций, их источников. Принятие своей эмоциональной части и постоянное внимание к собственному эмоциональному фону.
  • Самоконтроль – умение выражать свои эмоции адекватным способом. Экологично размещать себя, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, а именно – в нужные моменты быть энергичным, а когда хочется - уметь расслабляться и отдыхать.
  • Социальная чуткость – то есть внимание к эмоциональному состоянию других людей, умение их замечать, быть с ними (не убегать от выражения эмоций другими), умение распознавать эмоции других по микро-мимике, телесным паттернам и собственному эмоциональному отклику.
  • Управление отношениями – через первые три метанавыка формируется способность влиять на эмоциональное состояние других людей, слышать и слушать, умение ненасильственно общаться, при этом умение влиять и убеждать других через включение собственных эмоций и личной харизмы.

Как видите, четыре мета-навыка эмоционального интеллекта включают друг друга как матрешка. И без распознавания собственных эмоций невозможно двигаться в развитии этих навыков дальше.

Какое же это имеет отношение к теме Системного мышления, и где та зона деятельности, где эти компетенции встречаются и усиливают друг друга?

Во-первых, согласно системному подходу, для саморазвития человека ему необходимо уметь вставать в роль предпринимателя и видеть возможности во внешнем мире, - намечая для себя стратегические выборы, делать ставку на развитие себя в том или ином направлении. Предприниматель, при создании себя как человека-платформы, так же как и при создании любой целевой системы, - должен очень хорошо видеть заинтересованных лиц и их потребности. Как это видеть? Как увидеть потребности, желания, эмоции близких людей (моей семьи), а также потребностей моего социального окружения, сообщества, города, страны, мира? – через эмоциональную компетентность. То есть человек, у которого развито эмоциональное мышление – гораздо более успешно определяет потребности внешних заинтересованных ролей, а значит все его усилия по созданию чего-то нового в этом мире ( и даже нового себя) – будут востребованы близким и любым социальным окружением более тепло и значимо.  Эмоционально развитый бесконечно развивающийся деятель создает вокруг себя отношения, которые дарят ему радость, нежность, доверие, тепло и поддержку, - и дают ему больше энергии для продолжения созидательной деятельности.

Во-вторых, создавая отношения, основанные на эмоциональной открытости, близости и принятия, человек имеет возможность влиять на других, вдохновлять их своими идеями, объединять и вести за собой. А это значит, что любой проект по созданию самой сложной целевой системы в условиях неопределенности будет реализован им не в одиночку, а командой единомышленников в разы быстрее и эффективнее. То есть эффективность деятельности эмоционально компетентного лидера – мыслителя позволяет ему быть очень плодовитым создателем новых систем.

Слово сострадание мы в бытовом языке привыкли воспринимать как жалость и внимание к страданиям других. Однако в системном подходе к саморазвитию и созданию систем, сострадание становится словом, отражающим эмоциональную чуткость человека и его способность включать в свою картину мира эмоции, желания и потребности других людей. Чем больше масштаб личность деятеля – тем большее количество людей может он включать в свой фокус внимания и тем самым, создавать более глубокие, связанные, мудрые и саморегулирующиеся системы. Самореализация эмоционально компетентного лидера наполнена горазд большим смыслом и ценностями.

Лично меня это вдохновляет изучать системное мышление дальше, несмотря на его сложность и контринтуитивность.

Мария, спасибо за размышления!
Читая ваш пост, подумал, что если функция интеллекта - это мыслительное мастерство, которое отвечает за научение новому мастерству, то что является функцией эмоционального интеллекта?

Есть мышление и оно формирует мысли, такое впечатление, что должно быть, что-то формирующее эмоции, ещё до того как они понимаются и замечаются. Сама способность переживать широкий спектр эмоций. Вероятно это относится к указанному вами мета-навыку самоосознания и развивается через внимание к эмоциональному фону. Такое ощущение, что мне не хватает какого-то термина или связи уже знакомого слова, с возникшими мыслями.

Я думаю, что эмоциональная компетентность (EQ) - это часть интеллекта. Наравне с мыслительным мастерством.
Просто ШСМ пока его не выделяет.

Мария, спасибо за пост!
Хорошие размышления)
EQ интересное, конечно, понятие, но под капот очень много всего в него засунули: это и какие-то основы собранности (в принципе направление внимания на эмоции), эмоциональное мастерство (наличие эмоциональной гранулярности, умение распознавать спектр чувств в себе и справляться с ними), части коммуникации (распознание эмоций других чаще всего через устную/письменную коммуникацию происходит), ну и до кучи немножко ролевого мастерства (вот это самое “понимать потребности других” – для этого хорошо бы понимать роли). В общем, очень, очень много всего для одного понятия)

Так что как обычно в таких ситуациях – пробуем загнать в другую понятийную сетку и концептуализировать в более мелких масштабах, разделить снежный ком на понятные части. И оказывается, что там много всего, что можно небольшими кусочками улучшать, повышая тем самым качество жизни)

насчет мышления – все-таки у нас мышление – это познание (исследования на фронтире, в неизвестности, или загрузка новых картин мира себе в голову). Что касается чувств – по линии собранности будем на основе моделей внимания/сознания и теорий эволюции делать модель субъективного переживаемого опыта, которая могла бы объяснить получше появление эмоциональных реакций и перенаправление потенциалов в другую деятельность. Вот очень похоже, что исследователи человеческого мозга и ИИ достаточно накопали, чтобы на основе их данных пробовать описать такую модель. Она будет инженерной, конечно, гораздо больше, чем психологической. Но и как в случае со вниманием – считаем, что может помочь решить некоторые проблемы, которые в текущей понятийной сетке психологии не решаются.