Открытие смысла в знакомых терминах

Пост написан в рамках домашнего задания к первой главе учебника "Введение в системное мышление".

Первое прочтение главы было быстрым и лёгким. Ясная структура, наглядные примеры "на пальцах", список понятий в конце каждой части. Сложилось впечатление, что всё достаточно понятно и можно двигаться дальше. Трудность обнаружилась во время практики мышления письмом при написании поста.

При внимательном прочтении отдельных частей текста оказывалось, что я или не понимаю, или не принимаю утверждения автора. Разделение мира на физический и абстрактный. Описание преимуществ научной картины мира перед другими. Рассуждения о плюсах и минусах прогресса. Сперва эти три темы вызвали замешательство и желание прояснить их. Впоследствии стало ясно, что эти тезисы - условности, необходимые для выражения основных идей.

После того как внимание перестало цепляться за кажущиеся не стыковки, удалось заметить пару новых понятий - практика и метод. Эти термины уже встречались в жизни, но я не придавал им значения. Теперь, когда эти два слова обретают смысл - другие знания начали по новому укладываться в памяти и стало проще к ним обращаться.

Некоторые мысли по поводу практик и методов:

  1. Упоминание метода подразумевает, что есть дисциплины, в рамках которых метод разработали.
  2. Если идёт речь о методе, то явно или нет, но существуют практики составляющие метод. Также верно и обратное, что если есть практика, то возможно она часть метода.
  3. Существование практик - наталкивает на мысль, что можно выделить используемые в деятельности практики, оценить эффективность их выполнения и улучшить.

Отдельно хочется отметить, что помимо владения практиками и методами, важно умение выбирать то, что соответствует ситуации, а для этого уже требуется мастерство.

Артур, отличный пост, спасибо!
Да, в курсе дальше будет часто на разные лады повторяться мысль, что есть практики, при помощи которых выполняется любая работа – а значит, можно пойти и поставить их себе, доизучить нужное и сделать.
Буквально прогуглить дисциплину (например, операционный менеджмент), взять книгу/учебник/статью и выполнить работу “по учебнику”, с использованием нужной технологии.

Про умение выбирать: умение из множества практик отобрать нужную для ситуации требует кругозора, а он зачастую приходит с мастерством. Но можно и иначе: например, сначала расширить кругозор (получить “меню целиком”, которое объясняет границы и отличия одного от другого), а потом углубляться в нужном направлении (и присматривать за смежными – там немного углубиться все равно придется рано или поздно).

Также отлично, что отметили для себя пользу мышления письмом) мы поэтому его так рекомендуем: при прочтении учебника зачастую кажется, что все ясно, а как доходят до выполнения домашек, становится сложно. Вот тут-то и нужно мышление письмом: во-первых, оно в буквальном смысле слова заставляет думать (упорядочивать мысли, приводить аргументы и тп), во-вторых, это способ получить обратную связь)