Пост написан в рамках домашнего задания к первой главе учебника "Введение в системное мышление".
Первое прочтение главы было быстрым и лёгким. Ясная структура, наглядные примеры "на пальцах", список понятий в конце каждой части. Сложилось впечатление, что всё достаточно понятно и можно двигаться дальше. Трудность обнаружилась во время практики мышления письмом при написании поста.
При внимательном прочтении отдельных частей текста оказывалось, что я или не понимаю, или не принимаю утверждения автора. Разделение мира на физический и абстрактный. Описание преимуществ научной картины мира перед другими. Рассуждения о плюсах и минусах прогресса. Сперва эти три темы вызвали замешательство и желание прояснить их. Впоследствии стало ясно, что эти тезисы - условности, необходимые для выражения основных идей.
После того как внимание перестало цепляться за кажущиеся не стыковки, удалось заметить пару новых понятий - практика и метод. Эти термины уже встречались в жизни, но я не придавал им значения. Теперь, когда эти два слова обретают смысл - другие знания начали по новому укладываться в памяти и стало проще к ним обращаться.
Некоторые мысли по поводу практик и методов:
- Упоминание метода подразумевает, что есть дисциплины, в рамках которых метод разработали.
- Если идёт речь о методе, то явно или нет, но существуют практики составляющие метод. Также верно и обратное, что если есть практика, то возможно она часть метода.
- Существование практик - наталкивает на мысль, что можно выделить используемые в деятельности практики, оценить эффективность их выполнения и улучшить.
Отдельно хочется отметить, что помимо владения практиками и методами, важно умение выбирать то, что соответствует ситуации, а для этого уже требуется мастерство.