КАЖДЫЙ ЖЕЛАЕТ ИЗМЕНИТЬ МИР, НО ЭТО МОЖНО ДЕЛАТЬ ВМЕСТЕ

Мы все пришли в этот мир, чтобы сделать его хоть чуточку лучше. Многие верят в свое предназначение, даже если формально не верят или не задумываются об этом. Через человеческую энергию, мотивацию, внутренний огонь - мы все стремимся к тому, чтобы наша жизнь и жизнь вокруг нас улучшалась.

Ну и конечно мы знаем, что люди все очень разные, - фокус на различия между людьми и культурами сейчас в тренде. Каждый из нас по-своему понимает, какой мир сейчас стоит изменить, а главное – менять Куда? и На что? Вспоминается армейский анекдот: «Сержант, вы носки меняете? Меняю – на хлеб и на водку.»

Желания изменений начинается с нас самих, с нашей жизни. Сначала в материальных аспектах, а постепенно и в отношениях, в ощущениях, в духовных, нравственных. Каждый из нас к 50-ти годам задумывается уже не только о себе, как о части рода, и даже не только о своей семье, но и об обществе, в котором живет, народе к которому принадлежит (по родству или территориально). Каждый из нас к концу жизни смотрит вокруг на все человечество и начинает мыслить категориями общечеловеческими.

Многие из таких «людей-деятелей», осознанно нацеленных на улучшение мира и на созидание новых полезных штук для себя и своего окружения – находят такие возможности в профессиональной своей деятельности. Поэтому, несмотря на то, что роботы заменяют нас в рутинных операциях, - созидательная деятельность, создание сложных механизмов, сообществ, процессов, программных структур – только нарастает и дальше будет набирать обороты. И вот тут-то, в профессии, мы сталкиваемся с тем, что создать что-то полезное, большое и востребованное (а лучше еще и принципиально новое, инновационное) – люди могут только ВМЕСТЕ. Совместная деятельность по замысливанию, проектированию, реализации и эксплуатации инновационных систем – это то, чем мы занимаемся в нашей профессиональной и общественной, а зачастую и личной жизни.

Системный подход к созидательной деятельности, к целям, к проектам, разработке и сервисам позволяет объединить разные картины мира разных людей и сделать ценность различий не в теории, а на практике, - когда каждая проектная роль вносит свой уникальный и мощный вклад в создание системы. Процесс такого создания, кажется, что творческий и спонтанный. Однако, успешное создание таких инновационных решений может проходить не хаотично, а по определенным правилам. Совместная работа над целевым проектом может быть описана языком системного мышления, когда есть команда проекта - проектные роли, которые договариваются и определяют границы целевой системы, ее ключевые характеристики (требования), которые приходят из потребностей вышестоящей системы. Это позволяет с разных сторон увидеть ожидания от целевой системы от разных заинтересованных лиц и попытаться удовлетворить максимум из них, при этом делая предпринимательский выбор в приоритетах (чьи интересы мы удовлетворяем полностью, а чьи – лишь пытаемся по возможности учесть).  

И далее, в процессе проектирования замысленной системы, мы разрабатываем ее конструкцию (функциональную и модульную), определяем команду проекта, а также практики, которые потребуются при ее создании. Обучаем этим практикам и далее – составляем план выполнения через работы и промежуточную сверку результатов (рабочего продукта) каждой практики.

Повторю весь этот абстрактный путь на конкретном примере:

При разработке новой обучающей программы мы привлекаем в проект разных людей, с разной компетенцией, характером, личными целями и ставим друг друга в четкие роли в этом проекте: в роль предпринимателя – для того чтобы понять: кого учить и чему учить, и какие есть у потенциальных клиентов потребности и задачи, решить которые мы можем помочь.

В итоге поиска разных вариантов и их оценки – Роль «предприниматель» выбирает единственный вариант, который, как ему кажется, совпадает и с компетенциями команды и с рыночными ожиданиями в этом сегменте.

Далее, мы ставим себя в роль «архитектора» (=системного инженера), который придумывает весь механизм функционирования нового учебного центра – таким образом, чтобы задуманная бизнес-идея образовательного центра, по ключевым маркерам и критериям, была реализована.

После разработки архитектуры учебного центра (по функциям, рабочим проектам и конструктивному устройству) – можно перейти в роль «менеджера» и спланировать работы по созданию и деятельности обучающего центра. Причем командой такого проекта может быть 1-2 человека, или команда из 10ти и более специалистов – зависит от масштабов проекта и имеющихся ресурсов. Замечу, также что эта деятельность была все еще инвестиционная. А завершатся инвестиции тогда, когда учебный центр запустит свою работу с клиентами.

Важно, что каждая из этих стадий разработки новой системы (= обучающего центра), будет происходить непрерывно и выполняться, скорее всего, специальными ролями, в которые встают, по взаимной договоренности, участники команды.

Понятия и модели системного подхода позволяют "сшить" между собой предпринимательские, инженерные, менеджерские и другие интересы, а также проложить путь от абстрактной идеи к ее воплощению в физическом мире в виде успешной системы, в которой учтены интересы всех заинтересованных ролей.

Для изменения мира его необходимо уметь говорить с людьми, имеющими разные интересы, создавать команды, ставить практики и выполнять свои работы.

Мария, спасибо за пост!
Хорошее описание получилось) дополню по ролям:

  • исполнитель роли предпринимателя еще и предъявляет требования к системе обеспечения (те стратегию). Какой должна быть компания, что она НЕ должна делать (в первую очередь) и что – должна, чтобы выбранную целевую систему создать для решения отобранной проблемы. Еще предприниматель привлекает инвестиции в проект для создания ЦС.
  • учебный центр – система обеспечения. Ею занимается менеджер (точнее, исполнители подролей менеджера).
  • Инженера будет интересовать описание и воплощение целевой системы (учебной программы и мастерства ученика /студента). Системного инженера может интересовать эта штука в целом, архитектора – важные решения об устройстве программы / мастерства.
Мы еще пройдем предпринимательский и менеджерский кругозоры в рамках тренингов 9 и 10. После них будет яснее)