Когда и зачем я встаю в роль ученика

На днях меня спросили в контексте курса ШСМ: как я так сходу встала там в роль ученика? Сразу стала регулярно читать учебник, последовательно делать предлагаемые упражнения... И пока не бросила (мы тут перевалили за экватор).

Решила записать.

Если я вижу, что чья-то картина мира и инструментарий в каком-то аспекте сильно богаче моего, и чую, что мне такое тоже надо для моих целей - я признаю мастера и встаю в роль ученика, не вопрос.

Если представить это чуть более развёрнуто и формально (в моделях, предлагаемых школой), получится следующее.

У меня уже некоторое время зудела нехватка кругозора в смысле возможных видов деятельности. И в целом непонимание - что нужно в себе поменять, что изучить и освоить, чтобы работать - масштабнее и интереснее, а зарабатывать - больше. Существенно масштабнее и интереснее и существенно больше. Это называется - выявила свою неудовлетворенность.

Я обнаружила область, про которую теперь "знаю, что ничего не знаю" (хотя, кажется, интуитивно отчасти применяю) - системное мышление. Это называется стадией осознанной некомпетентности. В данном случае вместе с областью обнаружился и способ устранения некомпетентности - собственно, сама школа. Я выдвинула гипотезу, что освоение системного мышления поможет мне в работе с описанной выше неудовлетворённостью.

Из позиции осознанной некомпетентности нет смысла оценивать эффективность предлагаемых методов обучения. Просто нет такой возможности: я вижу результат других только со стороны, я ещё не умею так сама, я не знаю, как себя чувствует и чем именно руководствуется человек, который уже там, по ту сторону этого обучения. Поэтому могу только довериться выбранному проводнику и выполнять его указания. Что и стараюсь делать на курсе.

Но, конечно, здесь есть оговорки.

Функцию осознанности у внимания никто не отнимал: всегда следует мониторить (в фоновом режиме, он же - "быстрое мышление"), по-прежнему ли актуально то, чем мы занимаемся. Как только больше нет - можно и нужно соскочить.

Только следует различать такую ситуацию - и естественное сопротивление длительному обучению. Когда еще далеко до "рабочих продуктов" (конкретных ощутимых - желательно физически ощутимых - результатов) и мало положительной обратной связи, бывает трудно убедить себя продолжать. Особенно когда мы говорим об обучении не на пару дней или недель, а на несколько месяцев или даже пару лет. Важно напоминать себе, за какой морковкой гонимся - о той самой исходной неудовлетворенности, которая послужила изначальным импульсом. И - снова и всегда - проверять, по-прежнему ли она актуальна. И по-прежнему ли верна гипотеза, что данное обучение её закрывает. А если нет, то нет ли уже другой неудовлетворённости или личного интереса, которые всё-таки закрывает данное обучение (ибо мы изменились в процессе).

Другой важный момент, который следует держать в уме: в каждый момент времени, на каждом этапе личного развития мы можем и готовы взять из любого обучения не больше того, что можем и готовы взять. Один танцор, у которого я училась, говорил на своих классах примерно следующее: профессионал - это нет тот, кто берёт из обучения абсолютно всё, что там предлагается (легко надорваться); он берёт то, что ему актуально в данный момент - и это тот объем, который он может эффективно усвоить. Одна из преподавателей школы периодически упоминает о том же: сначала следует заткнуть пробоины в корпусе, и только потом можно переходить к тонкой настройке парусов для большей скорости.

А если и когда возникает впечатление, что предлагаемые методы обучения не вполне помогают приблизиться к цели - это тоже продукт работы своего осознанного внимания и при этом повод обсудить ситуацию с мастером.

Тренировка - всегда тренировка. Неважно, о теле идет речь или об интеллекте. Много регулярных подходов с постепенным увеличением нагрузки - и результат будет. С учётом приведённых выше оговорок.

Светлана, отличный пост, спасибо!
Верно подметили насчет процесса обучения: точно так же применяем осознанность и смотрим, помогает ли обучение получить нужный результат и избавиться от какой-то неудовлетворенности (если нет, стоит отказаться от напрасной траты ресурсов).

И отдельно круто, что вы выделяете “налет часов” как отдельный объект внимания в обучении. Да, увы, “научиться квантовой физике за 3 дня” не получится – мы даже на лабе собранности таких результатов не пытаемся добиться. Все равно нужно сколько-то поприменять практику до постановки автоматизма. Другой вопрос – как сократить число необходимых повторов за счет 1) более качественных объяснений / концептуализации необходимой практики, 2) изменения подхода к собранности.
В лаборатории сейчас в качестве предпринимательской гипотезы обсуждаем гипотезу “делать в 10 раз больше на том же усилии собранности” (откуда такая цифра – думаю, поясню на тренинге 9, когда будем разбирать предпринимательство и буду показывать пример предпринимательской гипотезы).