Ролевое мастерство в социальном танце

О чем вы думаете во время танца?

Возможно, вы думаете об элементе или связке, которую недавно проходили или о том, как круто танцуют ребята рядом с вами. Может быть ваши мысли заняты тем, как убрать вашего партнера с пути надвигающейся пары. Быть может, в данный момент вы смотрите на того, с кем стоите в паре и думаете, что этот человек - лучший в вашей жизни, тот самый человек с которым вы проведете 5 или 15 минут своей жизни, которые никогда нельзя будет вернуть и переиграть.

Почему у нас в голове такие разные мысли? Все просто, во время танца вы исполняете роль и, скорее всего, даже не одну.

Сегодня мы не будем говорить об общепринятых ролях, таких как leader и follower. Каждый из нас может выполнять множество ролей, между которыми вы переключаетесь по мере танца. Возможно, вы будете делать это осознанно, иногда из-за необходимости, а иногда вы просто примете ту роль, которая для вас будет наиболее привычной, не зная, что есть другие.

Какие же бывают роли?

Роль ученика

В обучении можно выделить 2 процесса - изучение теории и изучение техник и технологии. На занятии преподаватель рассказывает вам теорию: куда надо двигаться, где повернуться, как взаимодействовать. После чего вы осваиваете технологию этого движения.

Поэтому, если в танце вы думаете об элементе, который выполняете, или о целой связке, то вы просто осваиваете технологию этого движения, а ваш партнер выступает в роли тренажера, хочет он этого или нет.

Роль учителя

Периодически у вас может возникнуть жгучее желание остановить танец, потому что сейчас есть нечто более важное - рассказать человеку, что он делает не так, пояснить как делать правильно и проследить, что человек явно усвоил ваши учения. Вот тут в вас просыпается роль учителя.

Нет, я ничего не имею против роли учителя, но важно помнить несколько нюансов: всему есть свое место и время, поэтому убедитесь, что вас попросили рассказать об этом. Ну и конечно же, не стоит забывать, что учить людей - это отдельная дисциплина, не имея в ней опыта, можно и навредить.

Роль артиста

Иногда очень хочется поиграть на публику, показать на что вы способны, сделать все, чтобы люди не могли оторвать от вас взгляд. В данном случае вы выполняете роль артиста. Как и у других ролей, тут есть свои плюсы и минусы, и те и другие кроются в названии "социальные танцы". С одной стороны, вы не должны забывать, что в данный конкретный момент вы находитесь в паре с человеком, при этом окружены плотным кольцом людей, у которых есть дела поважнее, чем смотреть на ваши выдающиеся способности. С другой стороны, танец - это искусство, в котором художественный образ создается через пластичные движения и выразительные положения тела. Достигнете гармонии, когда красота и выразительность ваших движений будет работать во благо взаимодействию в паре.

Роль слушателя

Говоря о социальной части нашего танца, хочется уделить особое внимание роли слушателя. Сохраняя зрительный контакт, вы видите изменения в мимике человека, в его поведении, но понимать настроение или эмоции через его движения куда сложнее. На удивление, чтобы понять вашего партнера, вам нужно еще сильнее сконцентрироваться на себе, а точнее на своих ощущениях. Сконцентрируйтесь на тех участках, где происходит взаимодействие между вами. Ощутите силу, с которой вас держит партнер, натяжение, с которым он тянет вас к себе, тяжесть его шагов или легкость его движений. Сфокусировав свое внимание на тех участках тела, где происходит взаимодействие, пытаясь осмыслить его и понять, вы принимаете роль слушателя. Это позволит вам правильнее реагировать на его контакт, грамотно выстраивать ваш танец.

Роль рассказчика

Рассказать историю телом не так просто, но если вы попытаетесь передавать партнеру что-то еще кроме движений, вы на пол пути к тому, чтобы войти в эту роль.

Играя роль рассказчика, вам необходимо делиться чем-то с партнером. Это могут быть ваши эмоции или чувства, которые можно передать за счет мимики или характерных движений. Вы можете передать свое ощущение музыки (ускоряться или замедляться, ловить акценты, обыгрывать мелодию). Очень важно, что ваша цель не выговориться, а донести до человека какую-то мысль.

Дмитрий, очень крутой пост, спасибо!
Отличное выделение “нетипичных” ролей) да, танец, конечно, очень удобен для тренировки выделения системных уровней (там это очень наглядно) и уровней практик, а также для тренировки ролей.
Круто, что указали дополнительные роли, в которые часто встают люди в ходе обучения танцам / исполнения танца.
Надеюсь, удастся теперь эту штуку с выделением ролей и в рабочем проекте тренировать, и в личных тоже)

Дима, очень интересный пост! Я никогда не задумывалась о том, что в танце так много ролей. Особенно понравилась роль рассказчика. Мне кажется, что танцор в этой роли привлечёт моё внимание даже больше, чем в роли артиста. Вот только тогда у меня появляется вопрос: если танцор начинает рассказывать историю зрителю, то у него происходит совмещение ролей артиста и рассказчика ?

Дима, большое спасибо за этот пост! Тема танцев мне очень близка, я тоже занималась танцами, но в другом направлении - контемпорари и импровизация. Про социальные танцы тоже задумывалась - и твой пост помог снова вспомнить, почему мне это было интересно. То, как ты расписал роли, помогло хорошо погрузиться в контекст, в воображении даже возник некий фильм с событиями как между двумя людьми, так и в группе, погружённой в танец. Очень здорово! Возможно, для меня это будет иметь последствия :slight_smile:

Лиза, спасибо за комментарий! Я рассматривал именно социальные танцы и старался идти от самых простых ролей к самым сложным, поэтому роль рассказчика действительно очень интересна, но и очень сложна.
Что касается твоего вопроса, мне кажется, здесь многое зависит от контекста. Как правило, когда люди выступают перед зрителем на сцене с отработанным танцем, то сам рассказ у них доведен до автоматизма и идет в рамках актерского мастерства. Если же человек во время танца обдумывает то, какими движениями передать мысль, то он больше сконцентрирован на роли рассказчика, но это действительно может быть зрелищно, если навыки роли артиста достаточно развиты, чтобы проявлялись без осознанного переключения в эту роль.

Настя, контемпорари - это очень классно, прямо моя мечта, но я уже слишком стар для этого) Надеюсь, пост будет иметь только положительные последствия.

Анна, спасибо за отзыв!
Решил сначала потренироваться на области, где ошибки в моих размышлениях не так критичны. Стараюсь выводы из глав применять на разных проектах, но посты буду писать на своем “учебном” проекте, пока не почувствую себя более уверенным, чтобы применять это на более сложных или менее знакомых видах деятельности)