При назначении исполнителей на роли определяющим свойством является квалификация исполнителя. Когда пытаются определить квалификацию потенциального исполнителя говорят о желании понять, обладает ли он необходимым набором компетенций.
При этом очень часто под компетенциями понимают набор каких-то отдельных знаний, навыков и умений (ЗУН). Однако это неверно. Компетенции означают, что какие-то дела исполнитель роли может успешно выполнить не только «на экзамене» в специально созданных условиях, но и в реальной жизни, в реальном проекте. ЗУН не включают в себя навыков постановки задач в нетепличных условиях реальной жизни, а компетенции включает в себя постановку задач в реальной жизни для их последующего решения.
Например, имеющий знания, умения и навыки для архитектора информационных систем вполне сможет играть архитектора в проектах, где есть четкая постановка целей и задач проекта, понятная обратная связь от Заказчика, профессиональная команда и известные технологии для работы. Часто мы это называем «идеальным проектом». Имеющий компетенции архитектора информационных систем может играть свою роль в условиях неопределенности на проекте, когда Заказчик не знает, чего хочет, команда не знает, что делать. Кроме того, он в этом бардаке он сможет найти других участников проекта, причем не тех, кого назначили на эти роли, а тех, кто их реально исполняет. Обладающий компетенциями архитектора сможет вписать свою деятельность в деятельность всей команды и Заказчика. Сможет в этих условиях определить задачи для себя и других членов команды, для того, чтобы проект «побежал».
В первые дни занятий мы узнали, что обучение системному мышлению проходит несколько стадий. Давайте на примере описания этих стадий попробуем посмотреть, когда нас как обучаемых есть ЗУН в системном мышлении, а когда можно говорить, что появляются компетенции.
Итак, первая стадия – заинтересованность. Заинтересованность - это понимание того, что системный подход нам зачем-то нужен. Мы узнаем о том, что есть такая вещь как «системное мышление» и думаем, «а ведь это может нам помочь» или «хм, прикольно, почему я раньше об этом не слышал, а что там внутри». Это переход от неосознанной некомпетентности к осознанной некомпетентности. На данной стадии считаем, что нет ни ЗУН ни компетенций.
Вторая стадия – это начитанность. Мы начинаем знакомиться с новым с системным мышлением с помощью чтения книг, просмотра роликов, слушаем лекции в «Школе Системного Менеджмента». На данной стадии считаем, что появляются Знания. Умений и Навыков, не говоря уже про Компетенции пока нет.
Третья стадия – понимание. На данной стадии мы понимаем, как использовать понятия системного мышления при обсуждении ситуаций. Это достигается путём решения простых и похожих друг на друга многочисленных тренажёрных задач. При решении тренажёрных задач у нас формируются «рельсы в голове», по которым поедет мышление. Мы можем решать «синтетические» задачи с применением системного мышления в тепличных лабораторных условиях, но не в реальной жизни. После прохождения данной стадии обучения считаем, что мы имеем как раз те самые Знания\Умения\Навыки. Если мы хотим обладать Компетенциями в области системного мышления, необходимо окунуться с головой в следующую стадию – приложимость.
Вспоминается фильм про подводную лодку. В свой первый день службы в боевом походе новый самонадеянный оператор погружения говорит командиру подлодки о том, что у него на тренажере погружения больше рейтинг, чем у командира, и значит он не нуждается в его советах. На это мудрый командир замечает, что это похвально, но никто пока не слышал о погибшем экипаже тренажера.
Итак, приложимость – это умение системно мыслить по потребности, то есть в реальных проектах. Это совсем отдельное качество: уметь решать уже поставленные задачи из задачника против умения ставить задачи. Ставить задачи – это выделять из запутанного, шумящего, быстро меняющегося окружающего мира с огромным числом деталей правильные объекты. Когда мы прикладываем те Знания\Умения\Навыки на свою реальную деятельность, мы получаем искомую Компетенцию в данном вопросе.
Сколько бы мы ни читали книжек по системному мышлению, решали задач по системному мышлению, мы не будем обладать Компетенциями в системном мышлении, не будем системными мыслителями. Даже закончив курс по системному мышлению «Школы Системного Менеджмента», у нас этих компетенций не будет. Чтобы получить Компетенции необходимо постоянное применение полученных Знаний\Умений\Навыков системного мышления на практике, в реальных проектах, реальной жизни.