Роли как объект уравления компетенциями предприятия

Роль в системном мышлении отделяет человека от его действия. Роль связана с действием, а человек с исполнением этого действия. Таким образом роль может описывать физически мир, а мы можем использовать роли для моделирования их поведения. Роль позволяет привязать набор практик, свойственных ее исполнения, которые возможно передавать дальше, как в виде знаний, так и в виде алгоритмов. Ролевое поведение - действие человека по определенной ролевой практике. В таком виде рассмотрения ролевого интереса существует возможность передавать ролевые практики алгоритмам и системам на основе различных технологий. И сейчас это происходит повсеместно, особенно в тех сферах, где для создания продукта не сильно важна роль предпринимателя или ученика, в сферах с низкой долей неопределенности и большим количеством формализованных прикладных практик.

В своей текущей деятельности я часто занимаюсь понятиями профессиональных компетенций, как их оценивать, как развивать и зачем. Если рассматривать это через призму ролей, ролевых интересов и практик, то компетенции сотрудника оцениваются как необходимое прикладное мастерство для удовлетворения ролевых интересов, причем желательно с наименьшими затратами для системы. Тогда компетенции, в широком смысле, будут означать знания методологий исполнения процесса, который приводит к появлению какого-то продукта или обслуживанию системы (какой-то сервис) и навыки применения определенных технологий для удовлетворения интересов. Повышать эффективность деятельности роли мы можем за счет внедрения новых технических решений, изменения методологии (лучшие практики и оптимизация процессов) или найма на должность, сотрудников с более широким деятельностным кругозором. Изменения по первым двум направлениям (технологии и методики) приводят к необходимости работать с прикладным мастерством человека, повышать его компетентность. Этот факт часто забывается при разработке новых технологий и их внедрении, тем самым многие технологии гибнут на самом последнем шаге (last mile), а сроки реализации процесса внедрения сильно затягиваются. Если мы имеем систему, в которой роли производят продукты, требования к которым выстраиваться как внутренними ролям относительно продукта, так и внешними ролями - потребителями продукта, то появляется возможно сформировать систему управления компетенциями на основе моделирования, позволяющую прогнозировать каким образом будет меняться потребность в тех или иных ролях при изменении внешних условий и где будут узкие места в ролевой модели. А это дает возможность думать о развитии технологий и разработке более совершенных ролевых практик. Суммировав все вышеописанное, получилась вот такая схема:

Не претендую на ее системность, но для меня она позволила связать привычный в компаниях понятийный аппарат и те картины системного мышления, которые касаются роли и производства конечных продуктов. Часть связей в раках этой онтосхемы сложнее, чем простое соединение, но для меня это концептуальное представление. Я намеренно ввел сюда понятие процесса, так как в крупных компаниях управление эффективностью и деятельностью ведется через управление процессами, создаются целые BPM (business process management) системы, на основе которых производится процессное моделирование. Хотя современная тенденция заключается в переходе к продуктовому подходу, когда результат детальности измеряется в продуктах и их качестве, создаются продуктовые линейки, хотя основная деятельность как управляется на основе процессов, так и управляется. Вот для этого я и оставил процесс как набор действий, в результате которого создается какой-то продукт. Для меня эта схема позволила увязать основные функциональные процессы воедино. Во многих предприятиях существует матричная модель управления, когда есть бизнес и функции, бизнес отвечает за результат, а функции за качество результата и эффективность его достижения. Функции чаще всего отвечают за методологии, технологии, развитие компетенций и лучшие практики. Зачастую развитие этих направлений происходит оторвано друг от друга - делаются какие-то методики, не понятно, для чего, создаются хорошие технологии, но люди не могут ими пользоваться, развитие компетенций происходит не осознанно - хочу научится этому, а зачем, не понятно. В этой же схеме, когда появляется роль, продукт и требования к продукту мы можем связать все эти направления. Изменились требования к продукту, необходимо поменять технологии и методологию, по которым они создаются, это приводит к изменению ролевых практик и уже многие сотрудники теряют возможность вставать в необходимые по их должности роли. Хочешь повышать эффективность процессов - работай с методологией, а это потянет изменение ролевых практики и дальше по цепочке к сотрудникам.

Для себя я получил, на первый взгляд, достаточно ожидаемую, но понятную модель - как можно грамотно и системно управлять компетенциями сотрудников при изменениях внешних условий и изменении стратегии развития компании, как в продуктовом, так и в процессном подходе.

Не совсем понял почему в схеме от сотрудника идут две стрелки к компетенциям (красная и синяя)? В чем различие?

В схеме “Роль” предполагается какой-то абстрактной, то есть это может быть и менеджер, и инженер, и предприниматель, и …
Но при этом “Роль” выставляет требования к продукту. Но если я понимаю правильно, не всякая роль в организации выставляет требования к продукту. В итоге в схеме “роль” - абстракта или конкретна (например, инженер по требованиям)? Или же не всякая роль в этой схеме будет иметь право выставлять требования?

не могли бы вы раскрыть тезис “есть бизнес и функции, бизнес отвечает за результат, а функции за качество результата”?

Направления стрелок усложняют понимание мыслесхемы :slight_smile:

Моя общая мысль после прочтения поста, что вам нужно подумать о том, чтобы встроить где-то в организации процесс внутреннего обучения, если использовать такой подход от продукт-роль-практики-сотрудник.

Схема подразумевает что роль должна обладать практиками и при необходимости их осваивать, поэтому нарисовал 2-е схемы. В общем виде я рассматривал роль в данной схеме как класс, в котором могут быть разные индивиды и действительно не все индивиды в классе ролей могут выставлять требования к продукту, но многие будут.

Это очень распространённая матричная модель управления, когда, например, есть бизнес направления или дивизионы, которые отвечают за сроки реализации, а функции отвечают за то, что под конкретный продукт или процесс бут подобраны наиболее компетентные для этой задачи специалисты, методологии и технологии. Например функция ИТ (объединяет всех специалистов ИТ и отвечает за их качество и технологии), юридическая функция (отвечает за всех юристов). Но один и тот же юрист может работать в бизнес-процессе поиска месторождений нефти и газа, а есть бизнес-процесс добычи нефти и за реализацию и скорость этого процесса отвечает бизнес. (Матричная структура управления: что это, плюсы и минусы - Плюс/минус)

Борис, спасибо за пост, довольно любопытный получился.
Схема хорошая)) возможно, еще было бы интересно попробовать упорядочить понятия на схеме по областям интересов (предпринимательская, инженерная, менеджерская), возможно, внесет/добавит ясности. Например, я вижу, что бОльшая часть на схеме относится к менеджерской области интересов (команда, работы – тут процессы в значении работы использованы, насколько я понимаю, метод = совокупность практик, практика = дисциплина + технологии).
Если еще и потом альфы пропишете у каждого понятия из системной схемы проекта, то станет понятно, где на вашей схеме есть пропуски (и дальше проверить, а нет ли в проекте этих пропусков!)))

Еще небольшая корректировка – внешние проектные роли не выставляют требования, у них просто есть потребности (как описания проблем, за решение которых они готовы заплатить). Инженер по требованиям может применить практику Jobs To Be Done и исследовать подробнее эти потребности, которые после исследования переформулирует в требования. Сами исполнители внешних проектных ролей находятся в надсистеме (еще будем проходить это дальше), у них только запрос на функцию, которую делает организация/предприятие.

Вернулся к схеме и возник интересный вопрос, а вот метод, практика, дисциплина и технологии, которые необходимы для определенной роли, которая исполняя проект участвует в создании продукта (целевой системы) это чья область интереса? Инженерная или менеджерская, ведь инженер составляет архитектуру системы, т.е. говорит какие требования бут у продукта, на обывательский язык - пишет ТЗ. А вот менеджер уже подбирает нужные роли и методы или это так же часть описания того, кто должен реализовывать систему (часто в тз пишутся требования к персоналу и к определенным практикам)

Метод = совокупность практик (практика = дисциплина + технологии), и на системной схеме проекта метод отнесен к менеджерской области интересов.

Это не означает, что совокупностью практик пользуется только менеджер – практиками пользуется исполнитель каждой из ролей – но именно менеджер (чаще всего менеджер-архитектор предприятия) отслеживает эту совокупность практик предприятия, совершенствует и меняет ее.

Но недавно вообще задумались о выделении методологии в отдельную трансдисциплину, вот пост Анатолия на эту тему: