Проектные роли при разработке сценария к кинофильму

Вольное упражнение, попытка описания.

проект и продукт

Проект - разработка сценария художественного кинофильма. Продукт - успешно снятый фильм по данному сценарию. Критерий успешности - уровень кассовых сборов превосходящий затраты на съемку фильма.

гипотеза

Существование сценариста с высоким уровнем литературно-драматического прикладного мастерства, стремлением к развитию практики мастерства ролевого и здоровой жадностью до обогащения.

one-man army

Коллектива нет. Проект реализуется единственной персоной в одиночку. Возникает необходимость вхождения как минимум в предпринимательскую, менеджерскую и инженерную проектную роль для успешной реализации проекта. Внимание следует уделять своевременному входу/выходу и ролевой осознанности, чтобы сохранять собранность и не находится одновременно в нескольких ролях.

предпринимательская составляющая (интерес - блокбастер)

Анализ рынка, описание продукта - выбор идеи, жанра и сюжета в контексте общественных настроений и интересов массовой публики, анализ и прогноз успешности продукта и потенциальных выгод/доходов в случае успешной реализации проекта. Анализ конкурентных продуктов. Решение о развертывании проекта в конкурентном окружении. Согласование коммерческих условий (задаток, цена, авторские отчисления и пр.).
Создание задела для порождения других связанных продуктов (приквел, сиквел, последующие части).

менеджерская составляющая (интерес - сценарий вовремя передан киностудии и утвержден в производство)

Планирование ресурсов (в основном время автора в инженерной роли) и выбор оптимальных технологий (специальное ПО, отраслевые стандарты оформления сценариев и пр.). Формирование расписания и разбиение на этапы (итерации корректировок и исправлений). Контроль над протеканием всех процессов.

инженерная составляющая (интерес - сценарий с яркими персонажами, захватывающим сюжетом и неординарными поворотами истории)

Проектная роль с высокой креативной составляющей и сложноописываемыми требованиями в понятиях "одаренность" и "талант".

  • Перевод потребностей в требования (прим. удержание внимания зрителей - интенсивность действий в кадре и новизна диалогов в сцене);
  • Выбор архитектуры сценария (прим. линейное или нелинейное развитие сюжета);
  • Проверки и приёмки (прим. периодическое ознакомление продюсеров с содержанием написанных сцен и получение замечаний, зачитка нескольких концовок фокус группам и выбор оптимальной);
  • Управление жизненным циклом (широкий прокат, фестивальные показы, размещение на видеоплатформах). Разные версии для разных средств доставки фильма (например версия для показа в кинотеатрах и мини-сериал большей продолжительности для просмотра и Интернете). Или это уже управление конфигурацией..;
  • Применение проверенных технических решений (прим. отсылки к другим успешным кинофильмам, исторические параллели).

Какие роли могут быть дополнительно полезны в данном процессе ?

Кирилл, отличное описание получилось! Похоже чем-то на описание возможностей по чеклисту, которое будем проходить в модуле 5 “Возможности” (предварительно нужно освоить модуль 4).
Что касается описания в целом: не очень ясно, что вы подразумеваете под “гипотезой”. Если предположение, что в принципе существует такой ресурс, как сценарист, способный написать качественный сценарий – то это лишь одна из гипотез. В качестве предпринимательской гипотезы не подойдет – предпринимательской гипотезой существование ресурса само по себе быть не может, с ним надо что-то сделать. Предпринимательской гипотезой может быть, например, ставка на какой-то сценарий (из пачки сценариев), который “зашел” инвесторам и который предполагается реализовать по определенной бизнес-модели для определенных каналов дистрибуции.

Здесь по контексту не очень понятно, какого плана фильм (жанр, etc) вы хотите снять и для какого географического рынка, кто инвестирует в его создание и купит права, где его будут показывать (это фильм для кинотеатров, или вы снимете его эксклюзивно для сервисов по подписке? от этого может зависеть в тч и сценарий, Netflix, к примеру, снимает свои фильмы / сериалы по определенной модели, заточенной под продление подписки).

Из ролей уже на старте не хватает роли финансиста (откуда брать деньги на съемки?), либо в роль предпринимателя добавить практику поиска инвесторов. Поиск инвесторов будет очень зависеть от рынка – хорошим стартовым пунктом было бы исследовать, как и кем вообще приобретаются сценарии на выбранном вами рынке. Например, для съемок на рынке США/мировом нужен питч сценария, и сам сценарий зачастую покупается на этом этапе. Так произошло, к примеру, с “Очень странными делами” (Stranger Things), права на который были куплены на следующий день после презентации питча. Новость об этом можно прочитать по этой ссылке, а сам питч увидеть здесь. В России / СНГ будут свои особенности.
Неплохо бы еще учесть всякие юридические аспекты прав собственности, особенности лицензирования деятельности и тп.

Привет. Нужная и правильная попытка описания проектных ролей при разработке сценария к кинофильму. Мне кажется, данную тему ты неплохо освоил. И если ты задал вопрос в конце поста, складывается ощущения не законченности поста из-за ограниченности во времени при его написании. Как в любом продукте, так и в сценарии, есть стадии жизненного цикла. Считаю надо описать проектные роли для стадии «Спада» и пост будут законченным. Спасибо для пост. 

Дмитрий, хорошее замечание, со стадиями жизненного цикла разбираться придется.
Но пока все в стадии замысла, надо бы лучше проработать эту стадию, особенно уделить внимание предпринимательской области интересов. Там больше нюансов, будем говорить об этом на ближайших двух тренингах.