Пробуй больше возможностей

Предпринимательская деятельность заключается в поиске и проверке возможностей. Каждая возможность, на самом деле является гипотезой — неким предположением о том, будет ли продукт (целевая система) востребована некоторой целевой аудиторией.

Так что пробуйте, получайте опыт и повышайте шансы на успех!

Так как гипотеза не утверждение, а предположение — она имеет вероятность как быть успешной, так и быть провальной. Эта вероятность состоит как из качества самой гипотезы, так и от банальной удачи.

Казалось бы, почему бы не взять какую-нибудь "стопудовую" возможность и не начать ее реализовывать? Проблема в том, что если вероятность успеха высокая, то такой возможностью наверняка воспользовалось уже множество людей, создав большую конкуренцию, и приведя к снижению прибыльности. То есть вероятность гипотезы коррелирует с потенциальной прибылью.

Что же тогда делать? Брать более рисковые гипотезы и тестировать их чаще. Если вероятность гипотезы не нулевая, то при тестировании множества гипотез увеличивается вероятность найти из них успешную. Но "более рисковые" не значит "безбашенные", о качестве гипотез не нужно забывать — вероятность 1% и 0,1% имеют разницу на порядок. Так может и бюджета не хватить.

Кроме этого, проверка каждой новой гипотезы дает новый опыт и расширяет картину мира, как минимум тем фактом стала ли она успешной или нет. И этот опыт можно использовать для улучшения качества следующих гипотез и повышения их вероятности.

Вячеслав, спасибо за пост!
Я вот только не уверен, что каждая гипотеза является возможностью. Я так понимаю, что между ними есть какая то разница. Возможно предпринимательская гипотеза это один из вариантов реализации выявленной возможности?

Хотелось бы еще добавить, что также нужно учитывать пару важных вещей при выборе предпринимательской возможности:

  1. Наше время жизни ограничено. Т.е. у нас нет возможности проверять все возможности :). Поэтому к выбору возможностей для проверки нужно подходить весьма серьезно. 
  2. Мне кажется, что стоит учитывать наличие конкурентных преимуществ, вроде наличия экспертизы в какой-либо области знаний.
  3. Также нужно учитывать свои личные предпочтения при выборе возможности для реализации, т.е. чем интересно заниматься именно вам. Жизнь то одна, стоит ли тратить ее на то, что доставляет боль и неудобства, если есть какой-то выбор. 
  4. Этические моменты. На сколько рассматриваемая возможность не противоречит общечеловеческим ценностям. 
  5. Определять методы и технологии для реализации возможностей. Нужно брать самые современные, в которых уже накоплен весь полученный человечеством опыт, т.е. их эффективность будет максимальной на данный момент, что по идее должно увеличивать шансы на успех.

Вячеслав, спасибо за пост!
Хорошая систематизация материала лекций. Небольшое уточнение: не каждая возможность все же является предпринимательской гипотезой; скорее, сначала вы составляете список возможностей, которые смогли бы реализовать именно вы (вряд ли стать ведущим танцором Королевского балета в Великобритании – хорошая возможность, если вы не занимались балетом с детства).
После этого отбираете те, которыми хотелось бы заняться / интересно, пробуете пройти по чеклисту возможностей, чтобы их отсортировать / приоритизировать. По отобранной для реализации сейчас возможности описываете конкретную гипотезу по Lean Canvas, к примеру (там будет дополнительная информация к чеклисту возможностей, связанная с конкретной вашей бизнес-моделью, каналами продвижения и тп). Вот предпринимательскую гипотезу и реализовываете.

1 лайк

Виталий, отличный комментарий! Видно хорошую проработку темы.
Согласна со всем написанным)