Как я выбираю что в себе развивать

Большую часть карьеры моё профессиональное развитие было спонтанным и случайным. Я много что пробую, что-то из этого оттачиваю, поглощаю много разной информации. Например, во время работы разработчиком я постоянно изучал исходные коды библиотек, делал большое количество различных экспериментов и получал опыт. Просидеть выходные за ноутбуком программируя очередную экспериментальную идею, которая дальше эксперимента точно не пойдет, было нормальным делом.

При большом количестве вложенного времени, такая стратегия развития дала свой результат, но большая часть этого результата находится в области неосознанного, интуиции. В какой-то момент я понял, что это начинает ограничивать, появляется "невидимый потолок".

Источником моего ориентира для саморазвития были банальный интерес, возникающие проблемы и обратная связь от людей. С одной стороны это выглядит рациональным — решай проблему когда она есть — с другой стороны такой подход неуправляем и реактивен. При отталкивании от актуальной проблемы есть стремление к поверхностному изучению практик их быстрому применению. При отталкивании от интереса, зачастую, дальше теории дело не доходит, так как она может быть не совсем актуальна.

Я часто думал последнее время как мне улучшить подход к развитию и одна фраза из лекции дала мне ответ. Цель личного стратегирования — иметь на вооружении sota-практики. Ведь правда, можно процесс обучения сделать более сфокусированным, рациональным и продуктивным, если:

  1. определить необходимые роли сейчас и в ближайшем будущем;
  2. определить какие практики являются SoTA для этих ролей;
  3. отсортировать их.

Большой вопрос есть в том, как их правильно отсортировать и я думаю, что стоит учитывать три фактора:

  1. актуальность практики, т.е. сколько текущих проблем можно потенциально решить;
  2. новые возможности и возможный эффект от них;
  3. затраты на обучение.

Выглядит, что таким образом можно повысить качество свое развития и я собираюсь попробовать в будущем. А какой подход к стратегии развития используете вы?

Вячеслав, спасибо за пост! Действительно, мы много внимания уделяем проговариванию того, что необходимо использовать SOTA информацию и SOTA практики, тк они уже улучшены по итогам их применения в жизни. Но тут есть парочка моментов:
насколько я понимаю, речь в вашем посте идет главным образом о прикладных практиках. Обучение прикладным практикам – нужная и важная вещь, но само по себе их изучение даст только набор из кучи связанных и несвязанных практик. Но вот выбирать, какие именно применить в какой ситуации, обращать внимание на важное для вас на нужном уровне внимания, планировать время на реализацию – тут нужно методологическое мастерство и мастерство собранности. Они сами по себе не заменяют прикладные практики, но без них будет дольше, больнее и сложнее.

Что касается темы "как формировать практики": в лекции 9 есть практика исследования фронтира наук по интересам, загляните, если будет интересно, она может помочь структурировать этот процесс (такой вот чеклист "о чем подумать при поиске практик"). Также, возможно, вам будет интересно прочитать книгу "Суперобучение" из списка рекомендованной литературы.

Здравствуйте, Вячеслав.

Мне понравился ваш пост. С обучением нужно информации мои дела обстоят нехорошо, т.е. как и написала Анна не хватает мастерства собранности и методологического мастерства. Трудно выбрать направление для развития. Как итог, довольно спонтанное развитие в разных областях, которые прямо вот сейчас нужны. Именно поэтому я и пошел на эти курсы, чтобы получить понимание, как выбирать направление развития и двигаться по этим направлениям. 

Хотел бы также заметить, что очень важна эмоциональная составляющая поиска той или иной информации. Т.е. важен имеющийся у человека интерес. Без него, без понимания зачем мне это изучать осваивать человек двигаться вперед не будет. 

Также нужно понимать свои сильные и слабые стороны. Т.е. в некоторых дисциплинах мы можем развиваться быстрее и быть более конкурентноспособными. 

Соглашусь с Виталием в том, что эмоциональная составляющая (интерес) важна и её стоит учитывать. Интерес сильно влияет на сложность осваивания практики. Да, есть проблема с тем что интересная тема может быть не очень актуальна в данный момент, но мир вокруг нас меняется быстро и то что может казаться неактуальным сейчас вполне может пригодиться в будущем.