Возможность: что это, где искать и как отбирать лучшие

В 5 модуле курса "Введение в системное мышление" разбиралась тема Возможности. Этот пост написан на основе 5 модуля, в посте будет полезное описание того, что такое возможность. С этим описанием/моделью очень удобно смотреть на взаимодействие людей в мире и на своё развитие. Также в посте опишу как искать и отбирать среди найденных возможностей лучшие.

Что такое возможность

Возможность это ответ на вопрос "Возможно ли реализовать систему, которая будет успешно удовлетворять потребности какой-то группы внешних ролей и которая выгодна для внутренних проектных ролей". Возможность выражается в предпринимательской гипотезе: есть понимание главного потребителя, его потребностей, сколько и чем он готов заплатить за то, чтобы его неудовлетворенность закрыли, решили его проблему. Если не понятны внешние роли и их возможные потребности(возможные потому что этот факт нужно будет проверять), то возможности нет. А чтобы их понять, важно смотреть в надсистему. Когда мы предлагаем решение, систему, мы понимаем, что она будет использоваться в какой-то другой системе - надсистеме - и в каком-то окружении этой надсистемы. Понимая как работает надсистема, можно лучше понять какие функции необходимо выполнять той системе, которую мы предлагаем. Например, мне нужна ручка. Если вы не поймете, зачем она мне нужна, то ваше предложение скорее всего будет неудачным. Вы можете предложить самую удобную, самую долгоживущую ручку, которая ещё и стирать написанное может, а мне важно другое: я на неё может просто смотреть буду и пользоваться раз в год для записей в какую-нибудь особенную книжку. Поэтому что бы мы кому-либо не предлагали, нужно убедиться (проверить!) в том, что мы хорошо понимаем проблему внешних ролей и ту деятельность или надсистему, в которой наши изменения могут выполнять полезную функцию, приносить пользу.


Ещё важно понимать, что мы говорим о потребностях внешних ролей, а не об их предпочтениях в целом, что они в нашем решении должны видеть не просто ценность, но пользу. Иными словами, они готовы чем-то в каком-то размере заплатить. Пример: Мне может и нравится что человек Х добрый и порядочный, но проблем он моих не решает, поэтому уделять ему много времени я не буду, платить ему не буду, проблемы его решать не буду.

Итак, когда мы думаем о возможностях, мы всегда думаем о чьих-то потребностях, о том как их можно удовлетворить и о том, выгодно ли это по ресурсам обеим сторонам. Соответственно возможность это не обязательно про какой-то большой бизнес для больших дядей, это и про личное развитие(выбор ролей, практик и проектов, в которых учавствуем), это в целом о взаимодействии между людьми. Это удобная моделька, которая переносится на любого масштаба взаимодействия. Если говорить в терминах системного мышления, то потребности есть как у надсистемы, так и например у системы в обеспечении ЖЦ целевой системы, и так на каждом системном уровне, поэтому возможностей россыпи, в самых разных системах и в самых разных взаимодействиях людей. Остается лишь научиться их искать и реализовывать. Это не талант, это работа.

Место работы с возможностями в стадиях жизнедеятельности человека

В посте о практиках жизнедеятельности бесконечно-развивающегося есть стадия личного стратегирования, на которой формулируются возможности, идеи, проекты и выбираются из них самые приоритетные и жизнеспособные. Далее уже по выбранному проекту планируются работы по реализации проекта и происходит реализация. Но перед этим есть некоторые стадии, которые и позволяют обнаружить возможности, включиться в проект и реализовывать его. Это стадии потребления информации и размышления. Дело в том, что для того чтобы видеть возможности(понимать потребности разных людей в ролях), нужно изучать этих самых людей и их деятельность. Поэтому если хочется постоянного развития, возможностей, то просто необходимо сделать привычным изучение нового. Ваши старые знания дают лишь те возможности, которые вами уже видны и реализуются/реализовались. А раз уж есть потребность в новых возможностях, то без выхода на новые знания ничего не получится - вы просто не будете знать, кому что сейчас нужно!

Практики поиска и отбора возможностей

Как искать возможности

Новые возможности могут быть найдены откуда угодно, в том числе из текущей среды: прислушаться к словам знакомых, посмотреть на то, чем они занимаются. Или можно исходить из своих интересов и неудовлетворенностей: куда тянет, где нужно или хотелось бы что-то изменить в своей жизни. Если на поверхности ничего нет, то можно искать общения с людьми с высоким калибром личности, которые могут расширить кругозор, добавить полезных моделей мира, которые лягут на уже имеющиеся модели мира в голове, после чего может возникнуть идея-возможность. Можно открывать окно в мир через потребление качественной информации, выработку привычки читать нехудожественную литературу. Ну и выполнять практику Фронтир наук по интересам:

  • определить интересующие темы/области
  • просто искать людей, исследователей, предпринимателей в интересующей сфере, изучаем их деятельность, в каких проектах они учавствуют
  • выяснить, какие тренды и прорывы в их областях, обязательно разные точки зрения, чтобы не попадать в ловушку подтверждения (будет казаться, что ты прав, ведь ты ищешь только факты, которые подтверждают твою модель мира).
  • сформировать личную новостную ленту, сделать привычкой исследование возможностей, потребление качественной информации. Но не все новости правдивы и хороши, обращаем на это внимание.
    Ещё важный момент: искать там, где сложно. Если совсем легко или совсем сложно, так что люди говорят "стопудов классно!" или "стопудов провалишься!", то лучше не идти туда, будет не очень интересно и выгодно, а если все несколько противоречиво, то это уже лучше.

Когда мы имеем список возможностей, нужно оценить их по критериям, чтобы браться за самые перспективные/реальные возможности. Стоит также регулярно обновлять список возможностей, и регулярно отбирать приоритетные.
Список критериев:

  • надсистема и внешние проектные роли
  • ресурсы
  • бюджет
  • метод и технологии
  • этика
  • ограничение убытков и шкура на кону

В каждом из этих критериев нужно найти ответы на некоторые вопросы, т.е. сделать какую-то работу по определенной практике и уже имея ответы, анализировать их и выбирать лучшую возможность. Таким образом мы потребляем информацию, получаем какие-то идеи, оформляем их по критериям и самые перспективные берем в качестве проекта на реализацию, таким образом возможность проходит этапы от зарождения через потребление информации до реализации через выполнение проектных работ.
Далее о каждом критерии отбора подробнее.

Критерии отбора возможности

Надсистема, внешние роли

Тут учитываем/определяем:

  • надсистему нашей целевой системы/нашего решения, отвечаем на вопрос какую функцию выполняет наша система, где используется.
  • какие внешние роли(не учавствуюшие в создании целевой системы) в принципе есть (их всегда на 1 больше, чем выявили! хотя бы 15 с нескольких попыток/заходов набрать), перечисляем все
  • какие у внешних ролей интересы и предпочтения в них

Практики: поиск аналогов ЦС, исследования и интервью. В каждой из практик можно совершенствоваться, набирать мастерство, читая учебники и практикуясь в проектах.

Успешная система и этика

Успешная - та, где учтены все интересы ролей, но выбор того, какие интересы будем удовлетворять - это уже предпринимательский выбор, и при этом выборе надо обращать внимание на этику. Может сейчас и не так страшно не заметить этического выбора, но в будущем это может аукнуться, и этика помогает заранее увидеть эти решения, когда ты можешь "наступить" на чьи-то интересы. При этом помним, что успех - про большие группы(не наступить на невидимые интересы), нельзя им жертвовать в угоду меньшинств(не преступать общественную норму).

Практики: исследование и интервью (в отношении ролей, а не людей с какими-то характеристиками и качествами)

Ресурсы

Какие ресурсы нужны для реализации возможности (личные и командные): время, уровень мастерства, внутренние проектные роли. Оценить какие уже есть, подумать где взять недостающие ресурсы. Установить временные рамки, поскольку время - самый ценный ресурс, поэтому важно оценивать и этот момент, когда говорим о ресурсах.

Практики: проверка и оценка ресурсов, расчёт "экономики времени".

Бюджет(деньги)

  • Определить, сколько можем потратить на проверку возможности
  • Определить, сколько сверх бюджета можно потратить.
    Иногда лучше завершить проверку возможности, если там немного нехватило денег, но
  • Самое главное - не рисковать всем, не ставить всё на зеро, не совершать ошибок лоха. Потери должны быть фиксированными, а выигрыш неограниченным. Ещё важный момент, что возможность проверяется в несколько попыток, если после взаимодействия с внешними ролями понятно, что идея в предыдущем виде нежизнеспособна, то хорошо её модифицировать. Т.е. думая о бюджете, мы всегда должны закладываться на несколько попыток, а не на одну единственную.

Практики: расчёт бюджета, оценка стоимости реализации(инвестиционного) проекта.

Риски

  • Выявить риски и оценить их вероятности (выход за рамки бюджета, ущерб другим интересам)
  • определить в каком случае придется остановить проверку возможности, какой уровень потерь является критическим
  • В течение всей проверки возможности отслеживать выгоды и расходы и время до конца проверки, чтобы заранее что-то предпринимать, если прогноз плохой.

Практики: практики дисциплины риск-менеджмента

Новые технологии и методы

Определить, при помоши каких методов и технологий будем создавать Целевую Систему, ибо возможность может не реализоваться, если выбранные метод и технологии позволят создавать лишь дорогие и не самые качественные системы, по сравнению с тем, что есть на рынке. Т.е. метод и технологии в первую очередь позволяют быть конкурентоспособным, чтобы именно нашу ЦС использовали в надсистеме, и как правило такие методы и технологии являются новыми, за старые лучше не браться. Ещё тут можно подумать о том, откуда можно перенести эти методы и технологии, из каких сфер, какие могут быть "нечестные преимущества", которыми можно воспользоваться: преимущества над отраслями(все в отрасли его имеют) и уникальные личные преимущества, которые лично мне могут помочь.

Практики: исследование технологий и методов, применяющихся в отрасли, исследование трендов, поиск нечестного преимущества.

Ловушки при поиске

Когда мы ищем возможности и отбираем их, есть риск не учесть очень важные штуки, о которых речь далее.

  • Можно не учесть ограничений своего тела, оно может не позволить сыграть какие-то роли
  • Иллюзия богатства выбора. На самом деле человеку поступает мало информации, он ограничен лишь своей средой, и только окружение позволяет находить новые возможности
  • Конкурентность. Вкладываемся не в слишком легкое, но и не в слишком сложное идём. То о чем из каждого утюга кричат вряд ли нам подойдет, потому что конкренция очень большая.
  • Не быть лохом: контроллировать потери/расходы. Не важно, каков выигрыш, главное не нести критических потерь, после которых оправиться или невозможно, или займет годы.
  • Опасность планирования на годы. Мечта предаёт, будущее предсказать невозможно, поэтому отталкиваемся всегда от того, что имеем сейчас. Хороший текст на эту тему "Против целей". Если возможности уже нет, или она реализована, или нереализуема, спокойно браться за другую возможность.

Практика формулирования проектов

Итак, мы знаем как потреблять информацию, как формулировать возможности и как их отбирать. Теперь нужно довести реализацию возможности до конкретного проекта, с его бюджетом, сроками, стоимостью и планированием работ. Какие рабочие продукты нужно получить, чтобы дойти до стадии планирования и реализации работ:

  1. Список областей интересов, тренды в них, мои интересы в них
  2. Список возможностей для проверки, отсортированный по критериям
  3. Сформулированная гипотеза. Как именно будем проверять, какие роли для себя выбираю, какова архитектура целевой системы.
  4. Список рисков с их вероятностями и момент остановки проверки гипотезы
  5. Сформулированный проект с учетом сроков, стоимости и бюджета

Теперь остается распланировать работы, это отдельная практика, и к ней тоже нужно подготовиться, обратить внимания на некоторые важные вещи (цепочка систем обеспечения, выбор практик, команда)

Дополнительная информация по Возможности, её состояниями которые она проходит, можно найти в учебнике "Системное мышление 2020" А.Левенчука.

Выводы

  1. Возможности связаны с нашим пониманием реальности и нашими предсказаниями о будущем, исходя из понимания реальности. Чем менее точна наша картина мира, тем меньше возможностей. Чем лучше мы понимаем какую-то часть реальности, тем нам проще видеть в ней чьи-то потребности и решения для их удовлетворения, за которые мы можем получить выгоду.
  2. Личные интересы могут быть хорошей подсказкой в поиске возможностей. Но часто бывает, что интересы наши весьма популярны и конкуренция может быть слишком высока, поэтому можно расширять зону своих интересов. Но и слишком редкое должно настораживать. Если никто этим не интересуется, то может и нам пока не следует. В конце концов наши интересы это когда-то полученная в мозг информация, ничего связанного с личностью, внутренним "Я" - лишь информация/модель/описание, когда-то полученное. Можно спокойно получать новое!
  3. Проверять гипотезы, ничего страшного в том чтобы получать информацию от самой Реальности. Если оказывается, что сейчас возможности нет, идея оказалась нежизнеспособной, закончились деньги на проверку - это нормально, страшнее вляпаться в то, откуда выбраться будет или невозможно, или крайне сложно.

Далер, отличный пост получился! Видно, что пропустили через себя информацию. Круто, что есть примеры.
Надеюсь, теперь легче будет определиться с формированием личной ленты новостей и с конкретными возможностями. Круто, если расскажете на защите о том, какие темы для исследования фронтира наук выбрали, как формируете ленту, покажете список возможностей (можно без подробностей) с расставленными приоритетами и тп.

Пост очень информативный! Спасибо! На сколько я понял говоря о Возможностях создаваемой Целевой системы речь идет преимущественно о новом коммерческом продукте. Но вот можно ли рассматривать собственное развитие базируясь на данных способах определения Возможности? Мне кажется, что да. Ведь как было написано в книге "Образование для образованных" каждый человек является предприятием имени себя :slight_smile:

Виталий, добрый день!
Да, именно так мы возможности и рассматриваем на курсе: в первую очередь как собственное развитие, "чем я буду заниматься завтра", что позволит мне эффективно реализовывать неудовлетворенности. В ходе работы с возможностями вы так или иначе будете производить некие рабочие продукты на продажу (в обмен на денежный ресурс) – это часть деятельности, к которой обычно рано или поздно приходят.