Заметки к лекции "Собранность и неудовлетворённость" подготовительного курса

О психологии и её месте в развитии собранности

Существует множество разных моделей мира и психология - это одна из них. Она хорошо описывает внутренние состояния человека и его потребности, но мало говорит об изменении реального мира. Кроме того, "психологический" способ изменения себя достаточно долог и, как правило, сконцентрирован на решении ситуаций серъёзных проблем с психикой, нежели на работе с неудовлетворённостями.

Поэтому от психологии мы берём лишь модель внутренних состояний человека и его потребностей (назовём их неудовлетворённостями). От системного мышления же возьмём часть о деятельности, т.е. то как встать в роль человека, который решает проблему неудовлетворённости.

Собранность

Это дисциплина на стыке психологии (нас здесь интересуют психопрактики) и системного мышления (от него нам нужны практики для изменения реального мира). Нужна она нам для того чтобы избавляться от неудовлетворённостей эффективнее и быстрее - т.е. работать с идеями и переводить их в проекты, вставать в роль деятеля, переключаться между ролями и выходить из них, поддерживать работоспособность, совмещать личную и деловую жизнь, брать ответственность за цели и их достижение.

Неудовлетворённости

Не вдаваясь в психологизм, как же нам работать с неудовлетворённостями?

  1. Выделяем ощущение неудовлетворённости
  2. Подбираем для него название с точки зрения психопрактик
  3. Выбираем роль для работы с неудовлетворённостью
  4. Пробуем работать с ней (тестируем, возможно меняем практики)

Неудовлетворённости и процесс работы с ними вызывают эмоции (реакция нашего мозга на изменение окружающего мира). Некоторые эмоции могут нам помогать, некоторые мешать - поэтому стоит концентрироваться на поддержании хороших и устранении плохих.

Кроме неудовлетворённостей, встать в роль нас могут побудить личные интересы или обстоятельства. Личные интересы можно разделить на подтверждённые ("так всегда было") и возможные ("хочется попробовать"). С подтверждёнными можно работать как с неудовлетворённостями, с возможными тоже, но их стоит обдуманно отбирать и приоритизировать.

Спасибо за ваши заметки, хорошая выжимка лекции!

Кроме ситуаций, в которых есть подтвержденные и возможные личные интересы, бывает ситуация "не знаю чего хочу". Как с ней работать я подробнее раскрыл в своем посте: https://blog.system-school.ru/2020/10/09/что-делать-когда-не-знаю-чего-хочу/

Андрей, спасибо за пост! Хорошее суммирование лекции.
Единственное – я бы уточнила, что мы критикуем конкретно психологический поход "измени себя – и мир изменится сам, и все получится сразу, как себя изменишь". При этом в том, что касается изменения себя, психология как раз предоставляет хорошие инструменты для этого. Просто их одних мало: помним, что в любой человеческой деятельности есть "бесчеловечная" часть – туда копаем "бесчеловечными" трансдисциплинами вроде системного мышления, прикладными дисциплинами, например, проектный менеджмент, и тп – и "человеческая" часть – про "понимание себя" и своих неудовлетворенностей, общение не по ролям в проекте, а "по душам" в роли члена семьи/друга/и тп – туда копаем при помощи практик психологии, коммуникации и тп.