Лекция «Обучение и время»: что переписал

Заказчиком в обучении могут выступать как сам человек, так и «внешние» типа корпорации/предприятия, государства. Для государства важно то, чтобы еге гражданин умел пользоваться своими правами и обязанностями, выполнял гражданский долг. Для предприятия – делать рабочий продукт качественно и в срок.

Рабочий продукт создает профессионал, им может быть как документ (описание системы), так и система.

В современное время, то есть даже не 10 лет назад, изменения происходят на порядок быстрее, поэтому важно уметь владеть мастерством собранности, методологическим мышлением, чтобы быстро входить в новую область и осваивать ее. Через 3-5 лет появится новая технология и придется заново переучиваться, разучиваться и учиться.

Человек с «разогнанными» мозгами способен раньше многих увидеть перспективы той или иной отрасли, то есть видеть будущее немного раньше остальных. И когда остальные подтянутся к изучению новой отрасли, такой человек уже работает в ней.

Что такое эти «мастерства»?

Мастерство собранности – умение «владеть собой», способность «взять себя в кучку» в нужный момент времени. Оно ставится путем осознанного обучения (понятийное мышление, работа с вниманием) и далее тренируется до интуитивного владения.

Методологическое мастерство – это человек-интеллектуал, который умеет быстро разобраться в новой прикладной дисциплине, способен поставить и решить задачу. Это мастерство ставится через освоение трансдисциплин (системный/научный подходы, онтологика и коммуникация, вычислительное мышление, математика как метаязык описания моделей) и реализацию рабочих проектов с применением трансдисциплин и прикладных практик (технологий). То есть буквально у человека в арсенале ряд методов из разнообразных наук и трансдисциплин и он выбирает один/несколько по ситуации.

Трансдисциплины дают язык описания теорий, понимания взаимосвязей и возможности сопоставления, выявлений отношений, их анализа и синтеза. Они создают способность для нас решать сложные задачи и дают фору в обучении новым теориям. Закладываются обычно в вузе (с огромным «но») и требуют обновления в период глобальных общественных периодов. С пониманием трансдисциплин человеку любое жизненное потрясение будет даваться не так тяжело, как без него.

Прикладное мастерство – это означает, что есть человек-профессионал, тот, кто отлично владеет конкретной дисциплиной типа бухгалтерского учета или умения плавать кролем. Ставится посредством обучения профессиональной дисциплине, если есть достаточный уровень интеллекта и участием в проектной деятельности для наработки опыта и профессиональной интуиции.

Все три типа мастерства вместе делают из человека деятеля/практика.

Теперь обратим внимание на смысл получения образования.

В целом, к ответу на то, зачем индивиду образование, есть два взгляда.

Общественный – стать частью «образованной элиты», то есть быть «ответственным», «деятелем», а не «зрителем»

Личный – жить интересной жизнью, иметь широкий кругозор. Тут важная заметка – интерес определяется широтой и глубиной (сложностью), то есть уровнем мастерства владения дисциплиной/трансдисциплиной, которая удовлетворяет интерес/потребность, тем самым устраняя психологическую неудовлетворенность.

Построить успешную личную систему саморазвития – значит уметь смотреть на эту систему цельно, совмещая взгляды на нее инженера, предпринимателя и менеджера. Любой человек в той или иной мере имеет такие взгляды, только уровень глубины и широты их задается через освоенные методологические и прикладные дисциплины, которую в силу нахождения в той или иной среде могут осваиваться по-разному, осознанно или неосознанно.

Теперь о связи счастья, успеха и мастерства.

К счастью и успеху, поскольку это психические и физические состояния, удобно применить системно-инженерный подход. ШСМ рассматривает психологию и системный подход так: наши желания, потребности и неудовлетворенности связаны с тем, какие роли мы играем и системы воплощаем в физической реальности.

Мастерство – один из частных аспектов жизни. Жизнь также зависит от окружающей среды, окружения, наследственности и случая (удачи). Так, у каждого ученика в классе или работника на предприятии уникальный психический мир, потому что много времени они проводят в семье, живут в разных условиях, учиться могут в разных культурах даже находятся в общей культуре. К примеру, как пользоваться туалетом – люди разных культур делают это по-разному, или как строить жилые дома – у чукчей это одним способом, у американца среднего класса – другим.

Благодаря собранности, то есть умению управлять волей, эмоциями, процессом познания, человек выявляет личные возможности, ставит цели и выбирает системы, осваивает и применяет методы создания систем, выполняет планы до логического завершения.

Как влияет уровень собранности? К примеру, взять двух студентов вуза. Один имеет способность вести регулярное планирование учебы, ведение заметок, но в понимании математики недостаточно хорош. Второй хорош в понимании в математики, но плох в том, чтобы вовремя собраться, развиваться в математике, запланировать выполнение упражнение в срок. Первый на длительной дистанции, на время обучения в вузе, выигрывает у второго, потому что второй рискует потратить время на неучебные дела.

Все дело в управлении внимании на разных моментах времени.

Внимание важно уделять на то, как тратится главный ресурс любого человека – время.

На уровне минут и часов может казаться, что времени бесконечно много, но при переходе на дни и месяцы в этом сомневаешься, а уж тем более при переходе на годы и десятилетия. Время и внимание различается так.

Первый уровень удержания  – внимание на состояниях тела и ума/мысли – это секунды и минуты – в момент действия.

Второй уровень удержания внимания – уровень обсуждения/рассуждения, выполнения работы – минуты и часы – focusing attention

Третий уровень – постановка привычки – дни, месяцы, годы, смотря на сложность привычки. Так, чтобы освоить десятипальцевый слепой метод печати, уделяют месяц-два практики, чтобы вошло на уровне автоматизма, а чтобы каждый день вставать делать зарядку по утрам автоматически, тратят несколько лет порою.

Четвертый уровень – жизненный. Воплощение мечты в реальность – годы и десятилетия. Как видно, на реализацию мечты внимание скачет тысячи раз по несколько «заходов» на нижних уровнях.

Инженер при проектировании системы воображает систему на стадии эксплуатации, чтобы иметь возможность много раз обсуждать те системы, которые участвуют в обеспечении главной системы. К примеру, как летит самолет. «Перебросить» взгляд инженера на роль человека – то, как предмет мечтаний начинает, продолжает и заканчивает существование в физическом мире – это использование системного подхода к описанию мечты.

Важно понимать, что человек – это предприятие, у которого главный ресурс не финансы, а время. И вставая в роль менеджера, важно понимать, на что идут ресурсы, где имеются завышенные ожидания, а где перерасход времени.

К примеру, человек решает пойти на очередную тренировку по плаванию вместо того, чтобы отдохнуть с друзьями в баре. То есть из доступных альтернатив, чем заняться ему, только одна реализуется.

На мой взгляд, ещё можно добавить про неосознанное и осознанное времяпрепровождение.

Неосознанное, это нахождение в плену собственных плохих привычек. К примеру, сел писать комментарий к посту, прозвенел мобильный, отвлекся и осознал, что уже читаешь или участвуешь в какой то переписке.

Осознанное - умение понимать какую роль ты играешь(должен играть) в данный момент времени и не отвлекаться на внешние крючки/раздражители, которые постоянно хотят привлечь твоё внимание к себе, тем самым заставить инвестировать время в них.

Хорошо суммирован материал лекции. Надеюсь, появятся еще какие-то мысли, связанные с изучаемым материалом)

Пожалуйста, по возможности укажите ваше имя-фамилию в настройках блога, чтобы я могла вас отметить в посте с благодарностями)