Про школьный опыт развития “мастерства собранности”

В лекции “Обучение и время” говорится о разных видах мастерства и о стадиях жизни, на которых должно происходить обучение каждому виду. В данной заметке я бы хотел сделать анализ своего жизненного опыта по освоению первичных навыков (мастерства собранности) в школе.

Итак, чтоже в себя включают базовые первичные компетенции: уметь читать, писать и выполнять роль ученика, дисциплинированного ученика. Все вроде бы пока неплохо, этому худо бедно начали учить еще с 1 класса. Однако если углубиться в детали, то в соответствии с таблицей мастерство собранности включает: 

  1. Умение учиться.
    Что же, меня учили вести дневник. Т.е. записываешь домашнюю работу и далее идешь, как по чек листу, проверяя все ли сделал. Но это пока и все что приходит на ум на эту тему. 
  2. Способность “собрать себя в кучку”.
    Это видимо написание контрольных, проверочных, ответы у доски, проверка домашней работы. Но никаких практик по концентрации внимания не было.
  3. Роль ученика.
    Да, это было постоянно. Кстати, более прогрессивные учителя еще предлагали вставать в роль учителя. Но это было редко и в порядке исключения.
  4. Не отвлекаться на внешние раздражители.
    В принципе работая в шумном классе этому учишься автоматически. Хотя на сколько я помню, если стоял шум и была нарушена дисциплина, то обычно результаты были хуже у всех.
  5. Эффективно инвестировать время.
    Про концепции времени никто не говорил вообще. 
  6. Управлять эмоциями.
    Увы, тут вообще по нулям. Прочитанная мной литература говорит, что многие взрослые даже понятия не имели, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать. А еще я считаю, что это все таки больше забота родителей, как самых близких людей. 
  7. Не блуждать между соцсетями (в то время телевизор), учебой и работой.
    Я бы сказал что это тот же пункт 2. По большому счету, главным мотиватором собраться и сделать домашку был страх получить плохую оценку. Т.е. шла работа на оценку, а не на знания. К счастью у меня была какая-то любовь к чтению, что позволяло мне расширять кругозор и получать знания более естественным способом, чем просто зубрежка ради оценки. 

Вывод неутешительный, система школьного образования в Беларуси не настроена на полноценное развитие мастерства собранности. Не могу сказать, что государство специально выстраивает систему под развитие шаблонного, процессного мышления, как говориться в статье “Зачем нужно образование” Т.е. Никто не запрещал и не запрещает хорошим учителям работать в школе. Однако, уровень заработной платы там настолько низок, что человек со способностями и амбициями учить детей не пойдет. Не смотря на это, мне все же встречались учителя, которые действительно любили свои предметы и были очень преданы своему делу. 

Согласен с вашими выводами относительно современного образования. Хотелось бы видеть его иначе. И похожая ситуация не только в Белоруссии, но и во многих других странах.

Виталий, спасибо за ваши рассуждения и заметки о собственном опыте, очень интересно получилось!

Несколько комментариев по поводу написанного: умение учиться включает в себя не только умение составить чеклист обязательных ДЗ и их последовательно выполнить, но и самостоятельно определять набор необходимых знаний (понимать, где есть пробелы и что нужно закрывать), и как планировать время, чтобы успевать все это делать в постоянно меняющихся обстоятельствах, и тп.

"Собрать себя в кучку" означает и способность во время контрольной/ответа у доски собраться, не паниковать и продемонстрировать уровень знаний без стресса, и умение выделить важное/неважное (от "какие данные нужны для решения задачи, а какие лишние", до "не успею сделать все, что задали, надо выбрать, какие ДЗ / задачи во время контрольной сделать, чтобы получить наивысший возможный балл с учетом ограничений").

В роли ученика обычно просят учиться "по шаблону": учитель-гуру дает знания, ученик молча их воспринимает. Тогда как качественное исполнение роли ученика предполагает (и это важно!) самостоятельную постановку вопросов, и даже обсуждение/дискуссии по поводу тех знаний, которые кажутся сомнительными или противоречащими опыту. Ученик даже в школе должен быть вовлечен в процесс размышления на более высоком уровне, чем "думающий стул" (что он делает обычно).

Сейчас в качестве мощных внешних раздражителей выступают гаджеты) мы еще поговорим о том, почему гаджеты далеко не зло, в следующем модуле по инженерии психики.

По поводу эмоций – как близкие могут научить вас управлять эмоциями, если их никто не учил? Можно предъявлять какие-то требования к эмоциональному интеллекту после обучения, но до его – увы, нельзя. Человек, конечно, умнее тупого кремния, на основе которого делают ИИ, и может научиться "как-нибудь чему-нибудь", но если мы хотим качественных результатов – надо брать и учить. Эмоциональному интеллекту, исполнению ролей ребенка/родителя и тп – тоже, да, тренировки поведения в экстремальных ситуациях (когда раздается сигнал тревоги, нужно вставать и эвакуироваться из здания/ самолета/ и тп, а не вещи пытаться спасти, затрудняя движение остальных).

По поводу оценок – в текущем виде оценки – это одна из худших вещей в школьном образовании. Из-за того, что оценки устроены так, как сейчас, закладываются неочевидные, но очень дорогостоящие ошибки мышления, которые потом в жизни больно аукаются. Есть в планах пост на тему ошибок мышления, закладываемых школой, сообщу в чате курса, когда опубликую. Возможно, вам будет интересно почитать)

Здравствуйте, Анна. Спасибо за такой развернутый комментарий! На счет вопроса

“По поводу эмоций – как близкие могут научить вас управлять эмоциями, если их никто не учил? Можно предъявлять какие-то требования к эмоциональному интеллекту после обучения, но до его – увы, нельзя.”

Близкие нас учат на своем личном примере. Ребенок копирует шаблоны поведения и реакций наиболее авторитетных для него взрослых. Адаптирует их конечно под себя. Поэтому так или иначе родители нас учат. А мы в свою очередь учим своих детей, и зачастую глядя на неправильное их поведение винить мы можем в первую очередь себя. И исправление начинать именно с себя. Выход тут один - учиться и применять полученные знания. Можно еще к профессионалам обращаться за помощью, если самим справится не получается.

Виталий, спасибо за ответ. Да, согласна, мы все так или иначе научаемся методом "смотри на меня и делай как я" (в этом преимущество человека перед даже самым интеллектуальным ИИ – кремний так не может). В моем комментарии речь скорее о том, что и контролировать эмоции, и общаться мы учимся не на основе SOTA практик, увы. Чаще всего это остается на усмотрение семьи, и далеко не всегда работой с эмоциями и взрослые занимаются на чуть более глубоком уровне, чем "не доставлять проблем окружающим". Сама идея о том, что можно не ждать, пока проблема разовьется/усугубится, а прямо обратиться к соответствующей научной литературе в личной области и поискать там нужные практики, оказывается часто в новинку. В профессиональной области мы привыкаем это делать, а вот в личной почему-то нет (сейчас речь именно о качественной нехудожественной литературе на основе научных исследований, а не блогеров с неизвестным уровнем мастерства).
У вас абсолютно правильный подход – вы изучаете самостоятельно и пробуете совершенствоваться в этом. Как раз такой подход и предлагаем всем)

Обращение к профессионалам происходит чаще всего тогда, когда проблема уже сильно мешает. А лучше бы понимать на более раннем этапе – это уже задача лично каждого. Плюс, в области конкретно всяческих психологических терапий есть небольшой "подвох": если врачи, которые тело чинят, могут в крайних случаях вас вылечить без участия вашего сознания (операции, к примеру), то спецы с приставкой "психо-" работают с нематериальными ощущениями/эмоциями, которые находятся "внутри" вас. И без участия вашего сознания (и без вашего согласия) они вам не смогут помочь, будь они хоть тысячу раз профессионалами. К тому же, крайне желательно, чтобы вы сами примерно понимали и могли описать, что вас беспокоит в психологическом плане, а не "вот я весь такой красивый, давайте лечить". Речь не о диагнозах, а о более-менее сформулированном запросе/вопросе к специалисту. И для формирования такого вопроса опять-таки нужно немного знаний, которые не дают в семьях обычно)