В лекции “Обучение и время” говорится о разных видах мастерства и о стадиях жизни, на которых должно происходить обучение каждому виду. В данной заметке я бы хотел сделать анализ своего жизненного опыта по освоению первичных навыков (мастерства собранности) в школе.
Итак, чтоже в себя включают базовые первичные компетенции: уметь читать, писать и выполнять роль ученика, дисциплинированного ученика. Все вроде бы пока неплохо, этому худо бедно начали учить еще с 1 класса. Однако если углубиться в детали, то в соответствии с таблицей мастерство собранности включает:
- Умение учиться.
Что же, меня учили вести дневник. Т.е. записываешь домашнюю работу и далее идешь, как по чек листу, проверяя все ли сделал. Но это пока и все что приходит на ум на эту тему. - Способность “собрать себя в кучку”.
Это видимо написание контрольных, проверочных, ответы у доски, проверка домашней работы. Но никаких практик по концентрации внимания не было. - Роль ученика.
Да, это было постоянно. Кстати, более прогрессивные учителя еще предлагали вставать в роль учителя. Но это было редко и в порядке исключения. - Не отвлекаться на внешние раздражители.
В принципе работая в шумном классе этому учишься автоматически. Хотя на сколько я помню, если стоял шум и была нарушена дисциплина, то обычно результаты были хуже у всех. - Эффективно инвестировать время.
Про концепции времени никто не говорил вообще. - Управлять эмоциями.
Увы, тут вообще по нулям. Прочитанная мной литература говорит, что многие взрослые даже понятия не имели, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать. А еще я считаю, что это все таки больше забота родителей, как самых близких людей. - Не блуждать между соцсетями (в то время телевизор), учебой и работой.
Я бы сказал что это тот же пункт 2. По большому счету, главным мотиватором собраться и сделать домашку был страх получить плохую оценку. Т.е. шла работа на оценку, а не на знания. К счастью у меня была какая-то любовь к чтению, что позволяло мне расширять кругозор и получать знания более естественным способом, чем просто зубрежка ради оценки.
Вывод неутешительный, система школьного образования в Беларуси не настроена на полноценное развитие мастерства собранности. Не могу сказать, что государство специально выстраивает систему под развитие шаблонного, процессного мышления, как говориться в статье “Зачем нужно образование” Т.е. Никто не запрещал и не запрещает хорошим учителям работать в школе. Однако, уровень заработной платы там настолько низок, что человек со способностями и амбициями учить детей не пойдет. Не смотря на это, мне все же встречались учителя, которые действительно любили свои предметы и были очень преданы своему делу.