Обрывки мыслей по содержанию лекции №1 "Физический и аБстрактный миры"

Образование понимается как предпринимательская инициатива. Когда человек не вкладывает в образование времени он проигрывает в конкуренции на рынке труда. В широком смысле, любой человек совмещает как минимум три роли в жизни: как инженер - создатель успешных систем в объективном мире; как предприниматель - он проявляет инициативу - что на что менять свое время, деньги; как менеджер - "воспитание себя в взрослом возрасте".

Школа Системного Менеджмента предлагает обучиться мастерству собранности и развить интеллект через освоение трансдисциплин типа системного мышления, чтобы быстро осваивать прикладную область типа кодинга, продавца автомашин, пловца, борца и пр. Интеллект понимается как часть мозга, которая отвечает за способность решать новые задачи и чем выше скорость решения, тем выше интеллект. Есть уровни интеллекта, понимаемые как то, насколько глобальные или локальные у человека задачи.

Рассказывается о существование физического, объективного и абстрактного, психического миров у человека, что и отличает его от животного, которое живет в физическом мире по принципу "здесь и сейчас", а психика не имеет развитой способности к абстрагированию. Церен Церенов уточняет, что дельфины тоже могут иметь способность к абстрагированию. Насколько знаю, Индия включила дельфинов в список существ с личностью.

Основное преимущество, что позволило человеку выбиться в топы сего мира, это способность путем мышления и коммуникации объединяться в достаточно большие группы и быстрее, чем остальные реагировать на изменения в мире, то есть способность через использование знаков (чисел, букв) объяснять физический мир и строить модели через связывание слов/понятий, чтобы предсказывать будущее.

Далее приводятся картинки-схемы связи этих миров. Описание действительности по-другому называется картина мира человека, которая включает в себя множество теорий и методов. Теории рассматриваются как научные и ненаучные. Отличие в том, что у научной теории ее предсказательная сила подтверждается тестами и экспериментом в той части физического мира, которая эта теория объясняет его. Ненаучные теории - это легенды, мифы, истории. Сила теории зависит от того, насколько хорошо она способна предсказывать будущие состояния реальности.

Модель, если применить образное описание, это "проекция" трехмерного физического объекта на плоскость, где плоскость - это взгляд на этот объект некоторой роли. И чтобы увидеть объект цельным, человек удерживает внимание на множестве таких взглядов и сводит описание этих взглядов в единый язык описания цельного объекта. Для этого он применяет понятийный аппарат системного мышления. Роль понимается в широком смысле как человек-деятель, то есть тот, кто имеет конкретный интерес к объекту.

Теория и методы задают способ создания системы, система создается человеком в физическом мире для его изменения. Окружающая среда в виде государства, медиа, семьи, друзей, коллег, платформы образования формирует человека. В жизни человек стремится создавать канонически успешные системы типа воспитать сына, построить дом, решить глобальную проблему. И школа как место для осознанного обучения как раз и делает из человека создателя, деятеля.

Приводится такая информация, вроде бы очевидная, но очевидная после того как узнал о ней, что создатель делает сложные системы, чтобы потребителю было как можно проще ими пользоваться. И чтобы быть первым, следует учиться сложным дисциплинам.

Для понимания процесса обучения приводится расширенная схема Канемана - спектр формальности мышления. Теперь она не дискретная, то есть либо медленное, либо быстрое мышление у человека, а в виде спектра, когда мышление бывает с разными оттенками быстроты/медлительности.

При обучении теории используется медленное, рациональное мышление, чтобы освоить понятийный аппарат. Тренировка - это "перевод" работы мозга из правого в левый спектр мышления, то есть из затратного рационального в интуитивное, быстрое мышление. Требуется сделать мастерство неосознанным, привычным, чтобы тратить энергию на освоение других теорий.

Важнейшим элементом при постановке мастерства собранности выступает внимание, которое хотят привлечь многочисленные игроки на рынке разной степени полезности и/или вредности для человека типа социальных сетей, игр, платформ образования, институтов государства. Каждому игроку на таком всеобщем "рынке внимания" человек отдает определенную долю времени, и разумеется, лучше, чтобы большая часть доли уходила на получение упорядоченных знаний, которые полезны будут в жизни.

Спасибо за пост! Хорошая выжимка лекции.

Много хороших мыслей в посте! Однако хотелось бы посоветовать добавить немного больше структуры и объеденить весь текст какой-то одной идеей. 

Спасибо большое за пост! 
У меня есть пара небольших уточнений: роль – это мыслительная модель, человек – это не роль. Это важное различие, которое мы будем обсуждать дальше – в модулях об инженерии психики и ролях. Почему важно: потому что с ощущениями-эмоциями-неудовлетворенности разбираемся отдельно при помощи психопрактик, с ролями – при помощи практик системного мышления и ролевого мастерства. В рамках общения также обсуждаем ролевое поведение, но не обсуждаем человека, личность и тп. Мы еще будем подробно рассматривать эти моменты дальше.
Что касается мастерства – мы стремимся сделать его автоматическим, когда нам не нужно задумываться о том, какое действие надо сделать дальше. "Неосознанно" все же не совсем точно слово тут, поскольку если мы не осознаем, что делаем (нет осознанности в мышлении), то мы не можем изменить мышление или порядок наших действий, поскольку нет понимания, что и как делаем. Высший же уровень мастерства – когда мы делаем нужные действия автоматически, не задумываясь, но при этом можем в любой момент остановиться и рассказать, что и зачем делаем.

Анна, Виталий, vslinko, спасибо за комментарии. Учту, что вы написали)
Анна, то есть если точнее о роли, то не человек-роль, а в сознании человека находится веер ролей исходя из определения сознания как когнитивной (?) схемы внимания

Не совсем так, сами по себе роли в сознании не болтаются. Роли зависят от контекста, те ситуаций (систем), в которых они возникают. Роль "ребенка" или "родителя" не существует за рамками семьи, на работе вы инженер, менеджер, маркетолог, но не родитель (роль родителя может "врываться" в рабочую рутину, когда вы отвлекаетесь на сообщения от ребенка или классного руководителя, но в рамках совещания по рабочему проекту вы не "родитель"!). Хотим разобраться с ролью – смотрим на контекст, на системы, по отношению к которым роли будут иметь свои интересы (режиссер будет заинтересован в качественной игре актеров, оператор в выставлении света для съемок и тп). Те первый шаг – пробуем по контексту выделить роль (роли), а потом смотреть, насколько качественно эта роль исполняется. Если Вася Пупкин, исполняющий роль режиссера, вообще не интересуется игрой актеров (а ведь это ролевой интерес режиссера!), тогда идем и выясняем, почему он это делает. Если этот Вася Пупкин – я, то не пытаюсь ломать себя через колено, а сажусь и разбираюсь с причинами собственного саботажа.
<br/>Те роли задаются обстоятельствами и вашим личным выбором (об этом есть небольшой кусочек в лекции 3).

Вот неудовлетворенности (психологические потребности) – вот те да, они уже неким образом у нас есть, и мы их только выявляем и пробуем с ними что-то сделать, чтобы убежать от них/избавиться. Здесь как раз "подсвечиваем фонариком то, что было скрыто в темноте".