Курс состоит из шести полных дней занятий с преподавателем (всего 54 учебных часа — каждое второе воскресение), прохождения онлайн-курса системного мышления (требует порядка 60 часов), просмотра примерно 24 часов видеолекций, 11 встреч группы для самоподготовки (всего 22 часа – каждый вторник с 19:00 до 21:00), написания эссе по дням курса в блоге группы и комментирования чужих эссе, чтения рекомендованной литературы, выполнения домашних заданий по своим рабочим проектам.
Вчера закончилась трёхмесячная шестидневка 19 потока курса "Системный менеджмент и стратегирование". Вот краткие итоги:
- эффективность занятий выросла: стандартная лекционная часть ушла в видео (да ещё видео и смотрят на полуторной скорости, меня самого-то на полуторную скорость не включишь!), так что добавилось огромное время для разъяснений непонятного и обсуждений рабочих проектов. Но не вся группа успевала за пару недель между занятиями освоить весь материал;
- выход в практику ("что уже применяется на работе") существенно выше, чем у предыдущих групп. Практически все начали выполнять какие-то важные практики в рабочих проектах, ответов "пока ещё ничего не пробовал" не было. Я считаю, что это прямой итог предыдущего пункта. Ибо моя гипотеза была, что просто не хватало "часов налёта";
- перехода к "мышлению письмом/моделированием" так и не произошло, хотя были в последний день заявления, что "было просто непонимание, а если бы вот прямо сейчас начинать курс снова, то -- всенепременно бы писал, нашёл время!";
- удивительное разнообразие в "так и не понятом" (при этом при переписке "Системного мышления 2020" я, вроде, добавил много разъяснений по заявленным темам);
- удивительное разнообразие и сюрпризы в контринтуитивном (понятом, но противоположном старым убеждениям, "вау-эффект"). Прошлые группы были как-то более единодушны. Единственное, что вызвало какой-то отклик практически у всех -- это необходимость физичности целевой системы. Это было очень неочевидным поначалу для всей группы, но сразу принесло в рабочие проекты много интересного. У меня гипотеза, что это эффект состава группы, она в этот раз практически вся была с айтишным настоящим или прошлым. Это необычно, ибо чаще всего айтишников в группе не более половины, а остальные работают с железом, классические менеджеры, юристы, педагоги и прочие ни разу не айтишники. И тема материальности систем не вызывала такой острой реакции.
Поскольку много материала ушло в лекционную видеочасть, в шестой день пообсуждали не только стратегирование, но и прошлись по общей структуре курса, сшивали материалы всех шести дней. В частности, вернулись к вопросу о виде жизненного цикла: отличия водопада и agile -- и насколько agile является "официальным бардаком", а насколько там есть какой-то связный набор принципов. Я рассказал, что agile (взятый так, как его понимали авторы agile manifesto, а не нахлынувшая потом пена scrum-движения), lean, lightweight methodologies, все эти мантры про release early, release often, ходы на выпуск MVP -- это всё разные способы борьбы со сжирающим всё перфекционизмом. Этот перфекционизм имеет глубокие культурные корни, и многолик: перфекционизм продукта, перфекционизм незаконченного проекта (когда проект мёртв, но нет сил из него уйти -- "дела нужно доделывать!"), перфекционизм систем в обеспечении (heavyweight methodologies -- и сразу никакого lean). И вот этот перфекционизм нужно давить, так что это контркультурное движение (и после его победы, которая уже очевидна сегодня, это будет новая культура). Оставлять перфекционизм нужно только в районе УТП и скорости (но там уж задирая его до недостижимых конкурентами высот). Это весьма контринтуитивная и малопонятная мысль. Разбирали на примерах, сама "сухая идея" идёт туго.
А ещё из интересного разобрали связь предпринимательства, инженерии требований и архитектурной изобретательской работы -- важность ведения этой работы "из первых принципов", то есть принятие всерьёз результатов размышлений на уровне трансдисциплин в архитектурной работе в проекте (и отсылка на работы Дэвида Дойча по принятие результатов мышления всерьёз).
Вообще, надо бы как-то пересмотреть видео всех потоков и вытащить из них вот такие интересные кусочки мини-лекций. Надо будет озадачить какого-нибудь добровольца, полезное ведь было бы дело. Пион как-то сказала мне, что день второй СМС на том потоке, на котором она была, неплохо бы развернуть в целую книгу -- ибо интересный материал был, которого вообще нигде не было. Эта идея, конечно, так и не реализовалась, но если смонтировать из тех материалов хотя бы видео, то это было бы интересно.
Следующий 20 поток стартует уже в воскресенье, 6 сентября 2020 (https://system-school.ru/sms), и там мы внесли разъяснения, куда будет потрачено время:
Курс состоит из шести полных дней занятий с преподавателем (всего 54 учебных часа — каждое второе воскресение), прохождения онлайн-курса системного мышления (требует порядка 60 часов), просмотра примерно 24 часов видеолекций, 11 встреч группы для самоподготовки (всего 22 часа – каждый вторник с 19:00 до 21:00), написания эссе по дням курса в блоге группы и комментирования чужих эссе, чтения рекомендованной литературы, выполнения домашних заданий по своим рабочим проектам.
После прохождения курса вы напишете эссе и выставите его на защиту. Это потребует изменения вашего расписания, чтобы выделять два-три часа ежедневно во время всего курса: это не вузовский полный учебный день, но это вполне полноценный вузовский курс и он потребует полной вашей отдачи в течение семестра. Не сомневайтесь, всё это потраченное время вы после курса с лихвой сэкономите на работе: ваша эффективность вырастет в разы.
Ещё двадцатый поток получит новый учебник и онлайн-курс "Системное мышление 2020", там внесено более сотни страниц разъяснений по самым проблемным для студентов вопросам, которые плохо понимались в этом году. Я думаю, что этот новый учебник существенно поднимет КПД происходящего на курсе. Blended learning и flip teaching (это мы реализуем именно эти принципы: всё, что не требует общения с преподавателем, должно быть убрано на самостоятельное изучение за рамками встреч и поддержано софтом) существенно добавляют к качеству образования.
Но если вы надумали идти на 20 поток СМС2020 (ах, какая игра цифр!), то постарайтесь перестроить своё расписание. Иначе будете не успевать. Сохранять привычный распорядок дня и одновременно качественно учиться -- это не получится. Разгребать нужно не только один воскресный день раз в две недели шесть раз, разгребать нужно и пару часов в день между этими нашими встречами. Иначе просто не будете успевать читать-смотреть-писать домашние задания.
UPDATE: обсуждение в фейсбуке.
Источник: блог А.Левенчука