Пост к 6й лекции ВСМ. Пример развития человека как платформы

.За основу взята статья Церена «Человек как платформа»

Рассматриваю понятие платформы, как базовые взаимосвязанные системы элементов (узлы, модули) человека, на которые, как на раму автомобиля устанавливаются дополнительные части, детали (прикладное/жизненное мастерство) . В итоге в зависимости от сложности и качества платформы напрямую зависит скорость, сложность и качество устанавливаемых сверху деталей, узлов, механизмов. Сама платформа может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону, во взрослой жизни улучшать уровни платформы намного сложнее, чем в детстве, но возможно. В зависимости от суммы приложенных усилий в разный момент времени может получаться конечный продукт - автомобиль с конкретным набором ТТХ: мощностью, расходом топлива, проходимостью, и т.д. , а также возможностью установки доп. оборудования. Очевидно, что на «слабую» платформу сложные модули не поставить, а если и умудрится поставить, то платформа долго не проработает – развалиться. Если на жигули поставить двигатель от БМВ, то жигули очень быстро развалятся.

Итак, базовые модули/уровни платформы: (субъективно!)

1.Тело

2.Мастерство собранности (включает в себя эмоциональный интеллект)

3.Мыслительный интеллект (включает методологический интеллект и ролевое мастерство)

Тело самый первый платформенный уровень, уровень здоровья физического тела напрямую влияет на уровень «энергии» и соответственно на продуктивность обучения и работы. Тело требует соблюдения определенных условий эксплуатации, при соблюдении которых появляется возможность развивать следующие уровни платформы. Если за телом не следить, то хроническая вялость тела и мозга просто не дадут нормально учиться и работать. У меня есть свой чек лист- по базовым условиям сохранения здоровья тела.

1.Сон. С 22 до 4:30 вырабатывается максимальное количество мелатонина (гормона «молодости» он влияет на восстановление и иммунитет), при условии отсутствия источников света и шума, соответственно имеет смысл ложиться в 22-22:30 и вставать в 5-5:40. Проверено на личном опыте – тема рабочая! Я правда добавляю еще доступ свежего воздуха, открыв окно/форточку.

2. Вода. Очень много написано о пользе употребления обычной воды, не чая кофе соков , а именно воды. В общем 2 литра в день воды или минералки обязательно, можно больше.

3. Питание. Исключить или свести к минимуму «мусорную» еду: майонезы, кетчупы, рафинированные масла, сосиски, колбасы. По максимуму булки на дрожжах  и магазинные сладости. Добавить в рацион «живую» пищу (фрукты, овощи, орехи), в идеале до 50%. После 20:00 пить только водичку, еще лучше после 18 J.

4.Очищение. Включать в график систематические чистки организма. От суточных голоданий, до курсов принятия абсорбентов (энтеросгель, фильтрум и т.д.). Можно устраивать просто разгрузочные дни на фруктах или овощах.

5. Физкультура. Можно без фанатизма, зарядка 15-30 минут утром и 2-3 раза в неделю более серьезная нагрузка  45-60 минут.

6. Эмоции. Практики «Хорошее настроение», «Ровное  настроение». Очень много исследований, которые показывают прямую взаимосвязь эмоций и здоровья тела. Любые всплески негативных эмоций буквально «кувалдой» бьют по фундаменту здоровья. Если негативная эмоция держится долго, то возникновение хронических заболеваний только вопрос времени.

Получается, что соблюдая «правила эксплуатации» тела, например вышеописанные, у меня появляется/держится достаточный уровень энергии для развития следующих платформенных уровней. Если правила не соблюдать, то постоянная (хроническая) усталость и туман в мозгах просто не дадут возможности хоть что-то развивать.

Плюсом идет увеличение продолжительности жизни, к тому же в ее «активном» проживании (т.е. я не просто могу, есть говорить и ходить в магазин, но и путешествовать, выполнять физическую работу, развиваться дальше..)

Мастерство собранности.

Почему страдает эффективность? основные причины: Слабо развитый эмоциональный интеллект, Размазанность, Лишние действия, Слабая дисциплина.

Про эмоциональный интеллект постараюсь написать отдельный пост, пока не готов, очень уж объемная тема.

- размазанность человека по множеству разных дел. В течении дня приходят десятки разных сообщений, телефонных звонков по делу и не по делу, общение с коллегами,  плюс обед, плюс дорога. В сухом остатке из 8-ми часового трудового дня, остается пара часов сосредоточенной работы над текущими задачами и, это в лучшем случае.

Для того чтобы человеку «погрузиться» в решение задачи требуется время. А.Курпатов пишет, что это около 23 минут, хотя по моему опыту минут 5-7, а через 23 минуты хочется уже пройтись или размяться, хотя и не всегда, особенно если интересно. В общем когда я «вошел» так сказать в решение задачи , загрузил в оперативную память исходные данные, меня вырывает  из нее телефонный звонок, я выгружаю данные задачи и загружаю новые данные из сути телефонного разговора. Возвращаясь к задаче, мне необходимо снова время чтобы загрузить данные задачи, потом приходит сообщение в вотсапе и все повторяется. В итоге эффективность сильно падает.

Что делать – создавать благоприятные условия. Как вариант - электронную почту просматривать в обед или вечером, четко. Выделять дни когда телефон ставиться на режим самолет и общение с коллегами сводится к минимуму, просто для того чтобы сосредоточенно поработать над текущими проектами, очень желательно с помодоро, это поистине драгоценный камень в разнообразии инструментов эффективности и тренировки сосредоточенности.

- В жизни есть масса лишних действий, как очевидных так и не очевидных, эти действия едят время, которого в итоге не остается на нужные действия, которые приводят к нужному результату. С очевидными лишними действиями проще: любые действия, которые не решают текущие задачи или не входят в список текущих практик развития собранности или мыслительного мастерства, по сути, имеет смысл инвентаризовать на предмет их полезности и либо исключить, либо свести к минимуму. Пример соцсети , если мне НЕ надо найти что-то конкретное , то листание ленты или просмотр чужих аккаунтов явно лишнее действие. «Залипание» в интернет магазинах. Надо допустим  мне купить новую футболку или паурбанк , захожу в интенет магазин и на час-два, выбираю, выбираю, выбираю. Понятно, что можно решить вопрос за 20 минут. Можно добавить «залипание» в новостях или роликах ютуба. Можно добавить много других примеров.

Резюмируя – для повышения эффективности имеет смысл из жизни убирать лишнее или хотя бы его минимизировать. Не только с рабочего стола или рабочего стола компьютера, но вообще из жизни.

- Дисциплина/самоорганизованность .

Сильнее всех на свете – владеющий собой. Лучше и не скажешь.

Попробую на конкретном примере. Почти все люди понимают, что готовиться к экзамену/диплому лучше заранее, что делу время-потехе час, что полезно делать зарядку КАЖДЫЙ день, что между попой и диваном доллар никогда не пролетит, что важно уделять большую часть времени  важным делам и т.д.  НО почти у всех людей и у меня, в том числе в разной степени с этим проблемы. Причины я вижу две: есть «вшитый» алгоритм мозга, по которому он стремиться экономить энергию (свою и тела) и соответственно поменьше скажем так напрягаться и наши внутренние «хотелки» (вкусно поесть, удобно полежать и т.д.) в пользу которых мы принимаем решение, откладывая нужные действия «на потом», уверен, есть и другие, но для себя выделяю пока эти две.

Что тут можно сделать? Выходить из зоны комфорта, понимая, что это необходимое условие перехода на следующий уровень. Со временем думаю можно научиться получать от этого удовольствие. Конкретно необходимо ставить привычки, полезные конечно. Привычки в питании, в чтении, в распорядке дня, в мышлении письмом, в рефлексии. Не все сразу и без фанатизма, т.е. важно оставлять некоторую степень свободы, допустим, понимать для себя, что если ты дал большую нагрузку телу (пробежал вечером 14-18 км), то встать можно на час позже, т.к. организму стандартных 7 часов сна может и не хватить.

В фильме «Мирный воин», про гимнаста, есть очень интересная цитата «Ты тренируешься в гимнастике, я тренируюсь во всем». Т.е. это как раз, про постепенно усложняющийся узор практик и в питании и в физкультуре и в мышлении и в дисциплине.  В итоге, я почти уверен, в какой-то момент будут происходить скачки с количества в качество. Наверное мне больше нечего добавить к данному пункту, у каждого эти практики очень индивидуальны. Для меня четкий утренний подъем с зарядкой и набором «утренних дел» и практика отключения телефона после 18 уже дома, с выделением отрезков времени на текущие домашние и рабочие задачи является первым шагом в развитии мастерства собранности.

Ниже цитата из книги В.Серкина «Свобода шамана», хорошо демонстрирующая (на мой взгляд) мастерство собранности.

Подкладывая ветки в костер, я обратил внимание на одно из действий готовившего «стол» Шамана. Он вынул из пакета вареное куриное яйцо, превратившееся на сорокаградусном морозе в ледышку, и, почти не глядя, одним ударом ножа расколол его на две равные части. Усевшись, я попытался расколоть пару яиц своим более тяжелым ножом, потом еще тройку ножом Шамана. Ни одно яйцо мне не удалось расколоть ровно и без крошки. Это навело на мысли о какой-то особой сноровке Шамана.
— Ты часто раскалывал так яйца?
— Не припомню. Да ты и не часто их приносишь.
— А как ты научился их так ровно раскалывать?
— Не учился. Придет же такое в голову.
— Но как ты их колешь?
— Смотри, — шаман небрежно ударил моим ножом уже не поперек, а вдоль по последнему целому яйцу, которое раскололось на две равные половинки.
— В чем секрет?
— У нас разные действия.
— В чем разница?
— Когда действую я, я действую целиком. А ты — частями.
— Какими частями?
— Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья — вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц.
— Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.
— Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.
— Что мне делать, чтобы научиться действовать, как ты?
— Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное: когда колешь яйца — коли яйца, а не лови ворон.

Мыслительное мастерство.

До знакомства с ШСМ мыслительное мастерство определял для себя просто мощностью интеллекта, набором конкретных когнитивных навыков. Оперативной памятью, долговременной и скоростью мышления.

Первый элемент оперативка - определяется умением удерживать в рабочей памяти одновременно несколько единиц информации допустим от 5 и больше (чем больше переменных, тем сложнее), строить взаимосвязи между ними, находить решение.. и делать это на протяжении продолжительного времени от 30 минут и более, (несколько часов для меня пока космос). Хороший пример/практика: можно взять 3-4 простых числа (с 2-х значными намного сложнее) и попробовать каждое с самим собой параллельно сложить скажем 100 раз. В уме разумеется. Допустим 2-7-4, далее 4-14-8, далее 6-21-12…… в итоге 200-700-400. Из опыта и не только своего скажу, что через 5 минут мозг начинает бунтовать. Можно постараться сложить/повычитать в уме 3-х значное число 100 раз – тот же эффект, после 15 сложений мозг начинает «выть» и чем дальше, тем громче. Это очень хорошие практики для расширения объема оперативной памяти. Из опыта скажу, что первые заметные улучшения наступают недели через 3-4, кроме объема тренируется выносливость в удержании внимания, главное, как и в любой практики постоянство.

Второй элемент мощности - это память долговременная. Она напрямую связана с вниманием (а внимание напрямую связано с интересом) и работой с изучаемым материалом. Тут, как я вижу, есть необходимость загрузки нужных дисциплин, для того чтобы мозг имел возможность генерить различные решения, взаимосвязи между фактами в реальной жизни в сфере изученных дисциплин. Для меня это были и остаются психология, здоровье, история, кое-что из философии, сейчас уже понимаю (после нескольких лекций ШСМ), что есть ТРАНСдисциплины, которые также необходимо изучить/загрузить. В общем насколько мы внимательно изучаем материал (слушаем, читаем, смотрим) зависит первичная загрузка в «память» информации/знаний, дальше - насколько плотно мы работаем с материалом (задаем вопросы, приводим примеры использования в жизни, просто рассказываем своими словами, т.е. воспроизводим пройденный материал, без подсматривания в конспект), тем лучше информация откладывается в долговременное хранилище. Чем лучше/качественнее мы с информацией поработали, тем лучше мы «приклеили» эту информацию на уже имеющуюся у нас модель мира, тем лучше мы ее связали с уже имеющимся каркасом понимания той или иной грани жизни или какой либо дисциплины и в итоге усложнили (усвоили) свое понимание общей модели мира.

Мышление письмом и проговариванием отличная практика для перевода информации в долговременное хранилище.

Третий элемент мощности скорость. Скорость мышления, т.е. как быстро бегают нервные импульсы по моим нейронным сетям. Как быстро я решаю задачи или усваиваю информацию. Тут пока ничего определенно сказать не могу – конечно, работая по первым двум элементам скорость подтянется, это точно, но думаю, что нужны специализированные практики. Возможно из скорочтения – когда убирается внутреннее проговаривания текста – скорость чтения не растет, а прыгает сразу на уровень вверх, думаю и скорость мышления также заметно повыситься, но утверждать не могу, нет опыта, нужно пробовать.

Резюмируя – все три элемента (память оперативная/долговременная и скорость) они явно относятся к вычислительному мышлению, которое является составной частью лишь мыслительного мастерства, другие составные части, а именно методология (алгоритмы решений), научное мышление (алгоритмы исследований), коммуникативное мастерство, т.е. умение коммуницировать по существу (без сложности/софистики) и учитывать психологические особенности собеседников и их ролевые интересы, также важны и являются базовыми.

Резюмирую вообще все написанное - немного структурировал для себя понятие человека как платформы и материал из лекций. Первоначальная идея написать «в примере» развитие платформенных уровней на конкретных практиках и конкретный возможный результат, применения уже прокаченных уровней в жизни «воплотилась» лишь наполовину, честно говоря терпения не хватило ), уже около 9 томатов по 20 мин. потратил, возможно допишу позже уже для себя.

Благодарю, что дочитали этот пост до конца )

Буду рад обратной связи.

Владимир, спасибо, очень интересно. Скажите пожалуйста, вот вы пишете:

"Из опыта скажу, что первые заметные улучшения наступают недели через 3-4, кроме объема тренируется выносливость в удержании внимания, главное, как и в любой практики постоянство."

Я понял, что вы практиковали эту технику. А каковы результаты в итоге? Как вы измеряли увеличение оперативной памяти? Продолжаете ли заниматься этим сейчас? Если нет, то сохранились ли результаты тренировки? Если нет, то через сколько примерно времени достигнутые результаты начали исчезать?

Владимир, спасибо за подробный пост!
Отлично получилось, хорошо, что вы подробно рассказали о чеклисте работы с телом, об этом часто забывают :)

Единственное замечание – я бы не называла выделение тела/мастерства собранности / методологического мастерства "уровнями", тут возможна путаница. Уровнями в первую очередь называем системные уровни (is_part_of), тело и мастерство здесь друг в друга не входят. 

По поводу привычек – у нас в списке рекомендуемой литературы есть книжка по привычкам и по силе воли, думаю, вам будет интересно.

Что касается вычислительного мышления: мы не рассматриваем наш встроенный вычислитель – мозг – без экзокортекса. Вычислительное мышление говорит о моделировании данных, алгоритмах работы с данными и тп при помощи не то что extended mind, а даже и extended computer :) подробнее  можно прочитать у Анатолия в одном из недавних постов: 
https://ailev.livejournal.com/1537388.html 

Константин, извиняюсь за долгий ответ!

Увеличение оперативки отмечал недели через 2-3 ежедневных тренировок примерно по 30 мин. делал в метро по дороге, отмечал по легкости общения, или сосредоточению на текущих задачах. Явно запомнилось то, что когда было необходимо достать из памяти какой-то факт или вспомнить событие это делалось просто на ура. Когда вы работаете с цифрами вы частенько сбиваетесь и либо начинаете сначала, либо вспоминаете, после определенного количества вспоминаний эта способность начинает работать более эффективно и быстрее и конечно накладывается на работу мозга вообще - это как занятия бегом или плаванием, тренируется вообще весь организм с точки зрения физиологии.

Занимался систематически примерно по месяцу полтора, дольше не хватало дисциплины ).

Результаты исчезали примерно через пару месяцев, но я думаю, что их можно поддерживать похожей нагрузкой либо сократить частоту т.е. 2-3 раза в неделю по 30-60 минут будет достаточно.

Если что пишите в личку. В посты захожу редко.

Владимир, интересно и занимательно написан пост. Постоянная работа над собой в парадигме постоянно развивающего человека невозможно без Мастерства собранности. Вы подробно описали с примером как надо делать. Спасибо.