КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ №5

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ

Чем отличается роль от исполнителя роли?
Откуда пошла роль и почему оно может помочь нам определенным образом подправить нашу жизнь.
Отличие актерского мастерства от ролевого мастерства в том, что человек руководствуясь актерским мастерством показывает эмоции а человек который встает в роль выполняет ее.
Например , чтобы показать роль менеджера не надо передавать чувства, надо брать и выполнять ее.
Народный артист (звание) - характеристика
Принц Гамлет, народный артист и Владимир Высоцкий – это один человек. Так же как и троица в религии.
Актерское мастерство НЕ равно Ролевое мастерство

Роли в жизни
Какие бывают роли: инженер, менеджер, архитектор, маркетолог, бухгалтер, сын, мойщик посуды, уборщик, пассажир метро, …
Эти роли позволяют посмотреть на людей в соотв. ролях
Не путать роли и исполнителей ролей.
Они отделены специально друг от друга для того чтобы посмотреть что с этим действием можно сделать, как его улучшить и отдельно посмотреть как можно с этими действиями как то работать, напр. учить людей этим действиям (они же практики)и т.д. Важен не столько человек, как то что он делает.
Когда люди обучаются , то они учатся разным дисциплинам.
Осознанное обучение это когда мы четко понимаем что мы делаем согласно дисциплины, понимаем ее понятия, язык, находимся в правом спектре мышления.

Роль - модель для мышления, которая призвана улучшать мышление и действия людей. Но при всем этом абстрактный и функциональный объект.
Зачем нужны «роли»?

  • Обсуждаем отдельно действия и людей, которые выполняют эти действия! Роль связана с действием, человек – исполнитель роли.
  • Накапливаем знания о действиях независимо от того, кто исполняет эту роль сейчас. Это практики!
  • Люди «учат» роли посредством обучения, в том числе копируя поведение других людей: осознанное (через практики) или неосознанное обучение ролям.
  • Человек осознанно или неосознанно «встает и играет» роли: развивает ролевое мастерство.
    Понятие «роль»(абстрактный функциональный объект) – это модель для мышления, которая помогает улучшить поведение или действия человека.

Исполнитель роли
Человеческие потребности, желания, хотелки, неудовлетворенности – это психология.
Мастерство (компетенция, ЗУН, квалификация) дает возможности играть роли.

Человеческие принципы (мораль, ценности, нравственность, этика) – определяют выбор исполнителем роли. Роли могут как соответствовать принципам так и не соответствовать.

Человек должен владеть телом для исполнения соответствующих ролей. Тело не должно отвлекать, а должно позволить выполнить определенную роль, потому важен системный фитнес и телесное мышление.

Отдельно обсуждаем действия и объекты, которые выполняют эти действия! Накапливаем знания о действиях независимо от того, кто исполняет эту роль сейчас.

Роль, должность, звание и т.п.
Должность – это возможность и обязанность играть определенные роли (совокупность ролей), а также полномочия по распоряжению ресурсами (деньги, время). Руководитель, начальник и подобные такие слова обозначают должность. Такой человек имеет право сыграть любую роль, которая находится под ним. Поинтересоваться например а как там у нас с клиентами, почему клиенты недовольны? Если например сотрудник заболел, то руководитель/начальник начинает играть эти роли.

Звание, ранг, степень и т.п. – это установленная кем-то ступень квалификации или характеристика профессиональных заслуг исполнителя роли.

Роль как абстрактный функциональный объект
Какие роли обозначены на картинках? И кто исполнитель ?
Одинаковый функциональный подход к исполнителям ролей: человек и объект.

Различаем: человек исполняет проектную роль, а еще роль может «исполнять» неодушевленный объект. На роль может быть назначен как объект так и человек.

Действий в мире сравнимо с числом глаголов в языке, а выполняющих эти действия объектов намного больше, как и существительных в языке.
Отдельно рассматриваем действия, отдельно объекты которые на эти действия назначаются. Этот разрыв между ролями и исполнителями позволяет нам много что улучшать в наших действиях, помогает нам изучать эти действия.

Проектная роль и интерес (по слайду)

  • Роль, которую исполняет человек (проектная роль) – это заинтересованное лицо, то есть у роли есть ролевой интерес к какой-то системе!
  • Интерес – это характеристика системы. Например, стоимость или функциональность или долговечности
  • По названию роли можно определить интерес, и наоборот (если не ясен интерес, то не определяется и роль!). Это деятельностный кругозор.
    Пример: интерес менеджера к системе «предприятие» – сроки и бюджет. У предпринимателя какой то интерес связаный с проблемой покупателя.
    *У неодушевленного объекта интереса нет, хотя говорят, что функциональный объект тоже играет роль. Интерес – только у проектной роли!

Важно иметь навык разделения человека и роли, которую он играет в текущий момент.

Зачем нужно понятие «интерес»?

Успешная система – это система, в которой учтены (удовлетворены) все ролевые интересы: для этого создают модели/описания системы.
Какие роли есть у такой системы как такси? Пасажир, оператор, владелец машины, пешеходы, структуры, которые контролируют нормы выхлопа - государство. Команда определяет эти роли, которые планирует учитывать при создании системы такси, например. Для каждого интереса создается определенная модель.

Вопрос: какие роли и интересы учитывают создатели системы «такси»?

Ошибки в определении ролей

  1. Исполнители – это объекты действий, а не роли! Никаких имён! (Трамп - не президент, он исполнитель роли)
  2. Должности и звания – не роли!
  3. Руководитель, начальник, ген.директор – не роли, а должности!!! Могут сыграть любую роль.
  4. Профессии – вот это роли!
  5. По названию роли нужно определить интерес, и наоборот. Если не ясен интерес, то не определяется и роль!

Кроме роли есть еще подроли (и у предпринимателя, и у инженера, и у менеджера). Например у предпринимателя может входить подроль маркетолог, у инженера может быть инженер по требованиям, инженер-архитектор и т.д.. Роль "врач" имеет очень много разных подролей. Но главврач это должность которая включает совокупность врачебных ролей, разноплановых.

Практика (дисциплина) и роль

Мышление по правилам - изобретатели имеют очень большое количество практик когда они мыслят четко по определенным алгоритмам.

Роль «видит» мир через дисциплину.
Роль владеет технологией.
Осознанное изучение роли – это освоение дисциплины и тренировка технологии.

Напоминание: Практика = Дисциплина + Технология

Роли и практики
Предприниматель - LeanStartup, Построение бизнес-моделей,
Инженер - Системная инженерия, ТРИЗ+, BIM
Менеджер - Lean (бережливое производство), управление проектом, процессом, кейс-менеджмент,
Маркетолог - SEO, соцсети,

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ

Кто такой «я»?

Мы можем посмотреть на себя с разных точек зрения, биологической например - это будет один взгляд. Если с какой то эзотерической стороны - другой взгляд.
«Я» - как биологическое существо животного мира: инстинкты, органы, рефлексы и т.п.

«Я» - как собирательный образ всех РОЛЕЙ, которые я играю. Например, роли отца, сына, менеджера или пассажира метро, и т.п.

«Геном» как совокупность практик

  • Геном человека с точки зрения биологии. (Каждый человек уникален и не похож на другого)
  • «Геном» бесконечно-развивающего деятеля (стадии и практики ЖЦ).
  • «Геном» предприятия как совокупность sota-практик.

Биологически геном мы еще не можем поправить, но что касается "генома" практик - вполне можем.
Чем более современная совокупность практик у человека, тем более он конкурентоспособен.

Не все практики которая подходят всем могут подойти и вам. Не стоит сломя голову осваивать новую практику пока не убедились что она нам подходит.
Но мониторить их и решать когда переходить на новые, выделять на это время необходимо каждому.
Цель личного стратегирования - иметь в своем распоряжении sota практики.

Ролевой интерес (это из системного мышления) НЕ РАВНО Неудовлетворенность (это из психологии)
Психология: человек или исполнитель роли имеют неудовлетворенность.

Системное мышление: человек в роли имеет ролевой интерес к системе. Учитываем психологию когда работаем с личными системами.

Отдельно рассматриваем:

  • неудовлетворенность в виде недостатка денег и роль наемного работника (как альтернатива – собственник бизнеса);
  • роль менеджера проекта, имеющего ролевой интерес в соблюдении сроков и бюджета проекта.

Неудовлетворенности – Роли – Личные интересы. 1ч 39 мин 30 с

Когда мы хотим рассмотреть кто какой ролью командует, то мы должны перейти в должности, и по этой иерархии определять кто главный. Наивысшая должность имеет наивысший приоритет и т.д - вниз по порядку. У ролей иерархичности нету, там рассматриваются интересы, то за что роль конкретно отвечает. Менеджер отвечает за средства, за бюджет, организацию; инженер отвечает за продукт который выпускает организация, предприниматель отвечает за то, какие есть группы потребителей и какие у них есть проблемы + за финансы которые должны быть взяты для того, чтобы сделать продукт и создать предприятие.

Интересы инженера и ученого
Инженер (Инженерия) - что то создать? Как сделать материальный объект?
Ученый (Исследования) - Что то понять? Как описать мир? Ученые пишут теорию, создают модели.
Один и тот же человек вполне может быть и ученым и инженером.

Инженер, изобретатель и системный инженер

Инженер изучает все то что касается строительства.
Инженеры по специализации (стандарт)- Как сделать по ГОСТ?
Изобретатель - Как сделать лучше?
Системный инженер - "Сделать с первого раза правильно"

Системная инженерия — это трансдисциплинарный подход и способы обеспечения воплощения успешной системы. Системноинженерный подход – ответственность за всю систему в целом.

Инженеры и изобретатели учатся разным практикам.
В современном мире, разрабатывая сложные продукты, невозможно использовать знания только одной профессиональной деятельности (например - инженер строитель или инженер дорожник). Появилось много нового - IT, появилась потребность учитывать климатические зоны, строить, знать что в земле находится. И вот когда нужно очень много разных дисциплин создать в одну систему, на помощь приходит профессия системный инженер.

Интересы менеджера. За что ответственнен менеджер?

Пример менеджерской практики - теория ограничений Голдратта
Менеджер смотрит на предприятие как на трубу, в которую входят разные конфликтующие, люди, станки, технологии которые закупаются и расставляются, потом все собирается в какой то продукт и он выводится в мир, чтобы назад уже пошел поток денег. За это и ответственнен менеджер.

Роль предпринимателя

Предпринимательская миссия - решать проблемы группы людей. Он ее выделяет, ее проблемы и говорит "я сейчас беру деньги (ресурсы), чтобы завтра сделать продукт, который решит проблему этой группы людей". После чего он договаривается с ролями о взаимодействии между собой.
Предпринимателю сложно угадывать будущее потому, что непонятно каким оно будет завтра.
Сначала деньги, потом продукт, потом предприятие.
Важно понимать, что инженеры, которые работают на заводе автомобилей и на заводе утюгов - разные.

  • Научиться угадывать будущее нельзя: использование сегодняшних ресурсов для реализации миссии (решить проблемы определенной целевой группы) в будущем и получения при этом прибыли.
  • Готовность принять бизнес-решение и нести риски.
  • Договориться с каждой ролью, понимая что они все управляют разным.
  • Не делать глупых ошибок, «не быть лохом». (нельзя заходить в дело не зная размер своих возможных убытков. Размер прибыли мы можем точно не знать но убытки должны знать наперед всегда.)

Инженер - Менеджер - Предприниматель

Каждый человек исполняет роли инженера, менеджера, предпринимателя.
Почему то многие думают что они будут исполнять только одну роль, например, я только маркетолог и все. Нет. На предприятии у себя мы будем исполнять роль маркетолога, но в жизни мы все равно исполняем роль менеджера, инженера и предпринимателя. Создавая себя, развивая себя мы находимся в роли инженера. Следя за тем как наше расписание происходит, как работа выстраивается, какие работы мы делаем - роль менеджера. Личное стратегирование это когда мы решаем куда нам развиваться, куда пойти учиться и т.д - это все предпринимательская роль. Не обязательно у наших ролях могут быть лучшие практики, но мы должны понимать что так или иначе мы эти роли исполняем!
Напишите пост о том как вы исполняете данные роли, в том числе опишите практики, которые используете.

Карьера: профессиональный и должностной рост

Профессиональный рост не всегда соответствует росту дожностном (только кореллирует немного).

Выводы

  1. Роли нужны, чтобы отдельно обсуждать действия и объекты, которые совершают эти действия.
  2. Исполнитель роли должен иметь подготовленное тело, чтобы оно не отвлекало в процесс исполнения роли.
  3. За каждой проектной ролью есть интерес к какой-то системе и практика.
  4. «Я» - это собирательный образ всех ролей, которые играет человек.
  5. Человек осознанно или неосознанно исполняет роли предпринимателя, инженера и менеджера.

На совещании инженерной группы сотрудник отдела кадров Люся много говорила про недопустимость опозданий инженеров при возвращении с обеденного перерыва. Как правильно назвать ее по проектной роли в этой ситуации?
а) Инженер
б) Люся
в) Участник инженерного совещания 
г) Менеджер

Кто-то сообщил, что на систему будет большой спрос на рынке. Как правильно назвать его в этой ситуации?
а) Менеджер
б) Инженер
в) Инвестор
г) Предприниматель
д) Директор предприятия

Кто-то определил что устройство будет состоять из держала, крепила и мерила, соединяемых друг с другом винтами с левой резьбой. Как правильно назвать его в этой ситуации?
а) Менеджер
б) Инженер
в) Инвестор
г) Предприниматель
д) Директор предприятия

Кто-то определил, что разработка устройства будет приоритетом в работах второго квартала. Как правильно назвать его в этой ситуации?
а) Менеджер
б) Инженер
в) Инвестор
г) Предприниматель
д) Директор предприятия

Конструкторы Вася и Петя подрались из-за старшего программиста Оли (они оба в неё влюблены). Как правильно назвать их по ролям в этой ситуации?
а) Драчуны
б) Влюблённые
в) Конструкторы