Конспект лекции №3

Психология - одна из картин мира. Картины мира описывают человека с разных сторон. Ни одна теория не дает полного понимания о человеке, но каждая фокусируется на своем аспекте. Биология (особенно в части анатомии) изучает строение человека, физика – движение тела в пространстве, когнитивистика – процессы мышления и познания. Психология фокусируется на внутренних состояниях, поэтому берем практики, которые позволяют справляться с внутренними состояниями.

Почему одной психологии недостаточно и при чем тут системное мышление?

Психология говорит о внутренних ощущениях, состояниях, эмоциях и т.д но почти ничего не говорит об изменении реального физического мира (об этом говорит системное мышление). Изменение жизни через познание себя очень длинным путем оказался.

Ощущения - критерий истинности (то чего хочу)

Психология в ее текущем состоянии – кризис-менеджмент: хорошо помогает людям с сильными нарушениями психики (фокус на «лечении» и «терапиях»)

Психология как способ описания человека, мастера собранности, который имеет какие то внутренние состояния и с ними как то работает

Системное мышление служит нам для изменения физического мира, через выполнение практик

(по слайду)

  • От психологии берем понятие «человеческих потребностей» («интересов»)* и называем их неудовлетворенностью и главной причину действий 
  • От системного мышления берем часть о деятельности: СМ показывает, как встать в роль деятеля, чтобы избавиться от неудовлетворенности
  • Справляемся с внутренними состояниями практиками психологии, меняем мир практиками СМ

Ну и мы должны понимать где и какими практиками пользоваться

Принципы отбора психопрактик могут быть немного сложными

Собранность находится на стыке психологии и системного мышления

Практики собранности включают в себя психопрактики и практики системного мышления (меняем внутреннее состояние и физический мир)

Мастерство собранности нужно чтобы избавиться от неудовлетворенности быстрее, инвестировать время в себя более эффективно, выявлять возможности, ставить цели и выбирать системы, осваивать и применять методы создания систем, реализовывать планы до логического конца.

Собранность: составляющие мастерства

Удерживать внимание на разных временных промежутках:

  • Работать с идеями, мыслями и переводить их в проекты, работы и в календарь (не оставлять заметки чтобы они лежали мертвым грузом, а переводить их в проекты, выносить на всеобщее обсуждение)
  • Встать в роль чтобы придерживаться расписания и реализовывать возможности
  • Удерживать себя в роли, отличать себя от роли (игра роли принца гамлета, но по факту мы не являемся принцом гамлетом, общаемся по роли и не по роли. Не по роли это значит что мы преследуем свои ролевые интересы, понимать тех кто общается с вами в данный момент и в какой роли они говорят как рабочем проекте и может быть в каком то личном общении), не вживаться в нее, общаться по роли, быстро учиться новым ролям (вставать в роль чтобы придерживаться расписания и реализовывать возможности - т.е сначала стаем в роль стратега для того чтоб спланировать)
  • Иметь эмоциональную стабильность. Нужно учиться отделять эмоции от фактов и прочего
  • Удерживать работоспособность часами (без отвлечений)
  • Уметь совмещать личную и рабочую жизнь
  • Брать ответственность за выбор целей и их достижение (не обязательно корить себя за них, а просто брать и пробовать их достичь, не бросая)
  • Включить гаджеты в свой внешний экзокортекс

От неудовлетворенностей, мыслей, идей и целей - к личным системам, проектам, ролям и практикам. Поэтому работаем с потреблением информации, размышлениями посредством мышления письмом, формированием проектов и работ, управлением календарем, ролевым мастерством и управлением внимания.

Extended cognition - расширенная психика. Т.е мозг + гаджеты

Посты можно доводить до того чтобы переводить в проекты и в работы

Технологии сами по себе не хорошие и не плохие, все зависит от того как мы их используем

Принципы выбора психопрактик

Онтологическая матрица: аспекты рассмотрения человека + взгляд (изнутри/снаружи) по вертикали (8 направлений рассмотрения) и уровни внимания по горизонтали

Аспекты рассмотрения: внешний индивидуальный (как устроен мозг и тело, как процессы которые происходят у нас в мозгах влияют на нашу психику), внутренний индивидуальный - (переживания), внутренний коллективный (коммуникация и работа в малых группах), внешний коллективный (социология и общественные институты)

Какие аспекты рассматриваются в этом курсе:

  • Аспект, которому уделяем внимание: внутренний индивидуальный (внутренние состояния и переживания)
  • Как рассматриваем аспект: изнутри (человек сам описывает свои ощущения) и снаружи (ощущения описываются/обсуждаются внешними наблюдателями или самим человеком «со стороны», в роли внешнего наблюдателя)
  • Феноменология изучает внутренние состояния и переживания изнутри (что человек чувствует осознанно/неосознанно)
  • Собранность позволяет рассмотреть себя самого со стороны из роли внешнего наблюдателя (осознанно), оценить состояние и скорректировать его

Взгляд изнутри/снаружи: описывается опыт "от первого лица" (описывает человек внутри ситуации) или опыт "от третьего лица" (описывают внешние наблюдатели)

Как психологи объясняют поведение

Почему люди начинают что-то делать:

  • Инстинкты – врожденные автоматические формы поведения (инстинкт самосохранения)
  • Привычки – формируемые автоматизмы, срабатывающие в определенных условиях
  • Мышление – когнитивные способности и импульсы мозга (вашей нейросетки)
  • Сила воли – способность делать выбор в пользу долгосрочных целей и возможностей вместо краткосрочных
  • Потребности – ощущения недостатка или нужды в чем-либо; условия, необходимые для роста и развития

Неудовлетворенность как причина наших с вами действий

Если мы посмотрим в сторону классической психологии

Почему люди начинают что то делать?

Сила воли - способность делать выбор в пользу долгосрочных целей

Все выделяют потребности по своему поэтому типологии потребностей могут быть самые разные. Нет смысла это все изучать. Есть множество теорий но ни одна из них не обьясняет как с потребностями работать.

Как уйти от психологизма (по слайду):

  • Не рассматриваем потребности, не классифицируем и ничего с ними не делаем
  • Потребности по факту – ваши ощущения, неудовлетворенности, от которых стремитесь избавиться, или хотелки – что хотите иметь в жизни
  • Нужно выбрать те роли (и соответствующие ролевые практики), которые помогают избавиться от неудовлетворенностей, затем встать в выбранную роль и реализовать практику

Как работать с неудовлетворенностями?

При помощи психопрактик вытаскиваем неудовлетворенность/ощущение в осознание и даем название, а потом работаем по практикам собранности

  • Выявляем неудовлетворенности и подбираем названия при помощи психопрактик
  • Подбираем подходящее название для осознания происходящего, что поможет нам достичь улучшений в будущем
  • Ищем роли и практики для избавления от неудовлетворенностей (например роль стратега/предпринимателя по отношению к себе)
  • Тестируем практики/исполнение ролей до получения положительных результатов, меняем при необходимости.
    Осознание + название нужно, чтобы лучше подобрать практики и роли, основываясь на опыте людей со схожими ощущениями.

Практика Focusing (по слайду)

  1. Фокусируем внимание на теле. Где есть зажимы и напряженности? Что происходит в теле, когда вы задаете себе вопрос: «Что происходит сейчас в моей жизни? Что для меня сейчас важно?»
  2. Выделяем ощущение (зажим), над которым будем работать, погружаемся в него. 
  3. Подбираем подходящее название ощущению. Перебираем до тех пор, пока не подберем то, которое кажется правильным
  4. Сверяем телесное ощущение и название. Они соответствуют друг другу? Есть ли ощущение «бинго», «ага-момента»? Есть ли изменения на уровне ощущений?
  5. Ищем ответ на вопрос «Почему эта проблема заставляет меня чувствовать именно [это]?»
  6. Принять результат

Люди встают в роль из за:

  1. Неудовлетворенности
  2. Любопытства
  3. Обстоятельств (интересы других ролей) - ролевое мастерство

Чтобы связать цели и области интересов - ищем не интересы а роли и практики.

Если хочется обсуждать области интересов, можно пообсуждать в бытовом плане.

Личные интересы делятся на подтвержденные ("так всегда было", "хочу") и возможные ("любопытно"). С подтвержденными работаем как с неудовлетворенностями а с возможными/неподтвержденными - через отбор, приоретизацию и тестирование.

«Не знаю, чего хочу» (по слайду):

  1. Как расшифровывать:
  • Не знаете, как отобрать и приоритизировать возможные интересы (не видно возможностей)
  • Не знаете, какие роли играть и какие практики / средства использовать, чтобы успешно удовлетворять возможные интересы
  1. Как обычно происходит: от «надо/любопытно» (потому что требует ситуация/ кто-то рядом начал заниматься) до «не могу не» («всегда так было»)
  2. Практики: работа с возможностями, личное стратегирование, ролевое мастерство

Цели (по слайду):

  • Цель как способ перейти в правую часть модели (если посмотреть на схему с психологией и системным мышлением, то цель будет между Человек (встает в) Роль)
  • Не вводим специальное понятие «цель», конкретизируем в каждом отдельном случае
  • Бытовое понимание цели привязываем к понятиям, которые уже задали / будем вводить в курсе
  • Цель можем переформулировать в систему / роль /практику 
    Пример: цель – выбрать практику, встать в роль и исполнить практику / создать систему (без неудовлетворенности)

Неудовлетворенность и эмоции (по слайду):
(на схеме с психологией и системным мышлением между Человек (чувствует, ощущает) Неудовлетворенность.)

Бывает что мы встаем в неправильные роли под влиянием эмоций.
Ощущения более длительные во времени чем эмоции(вот они краткосрочные)

  • Неудовлетворенности и процесс работы с ними вызывают эмоции
  • Эмоции считаем достаточно острыми реакциями на изменения физического мира (уровень внимания: момент действия и мышления)
  • Эмоции могут помогать, но могут и мешать выполнять выбранные роли и практики и принимать оптимальные решения
  • Общее правило: хорошие эмоции проявляем, от плохих отстраняемся и их минимизируем

Пример практики работы с эмоциями
Общий принцип работы с плохими эмоциями (чувство вины, тревожность, расстройство, конфликт и тп):

  1. Осознать, что эмоциональное состояние не в порядке
  2. Создать условия для того, чтобы его стабилизировать (отстраниться, убрать раздражители / себя от них, спокойная обстановка)
  3. Применить мышление письмом
    (делаем табличку с двумя колонками: Эмоции по поводу ситуации (Emotional), Факты, события и выводы по ситуации (Rational)).
  4. (Опционально) Применить мышление проговариванием (самостоятельно, родные, близкие)
  5. Переключить внимание на позитивные эмоции

Работаем с неудовлетворенностями и интересами, чтобы осознанно определиться с направлениями инвестирования времени (проекты, системы, работы)