Пост к 3й лекции ВСМ

Хочется внести небольшие уточнения о Психологии, как науке и связке психологии с системным мышлением, разумеется уточнения субъективны.

На мой взгляд психология изучает и описывает не только внутренние состояния человека, но и сами закономерности формирования этих состояний (психологических процессов), а также методы и технологии по изменению этих состояний, как у людей с различной степенью патологии (от легких неврозов до шизофрении), так и у людей, которых в обществе принято считать «нормальными». Хочу отметить, что понятие «нормальности» очень размыто и как правило для каждого человека в какой-то степени «свое», не раз отмечал, что если один человек демонстрирует поведение отличное от поведения другого, то он считается не совсем нормальным (допустим если человек пьет чай в новогодний праздник, вместо привычного большинству шампанского и иных алкогольных напитков - для тех кто любит заложить так сказать за воротничок, любитель чая (ЗОЖник) будет немного "сдвинутым", так же как для "ЗОЖника" праздник с алкоголем является "глупостью").

Так вот ключевым элементом в Психологии является не просто описание внутренних состояний человека, поведения, темперамента, картины мира, привычек и т. д., а ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ формирования этих состояний и что не менее важно механизмов изменения этих состояний, в том числе в сторону большей эффективности, так сказать апгрейда. Очевидно, что понимая как среда (культура) формирует человека (разумеется в синтезе с генетикой и основными возрастными периодами ) можно создавать условия (опираясь на фундамент системного мышления) для развития сильного, гармоничного и жизнерадостного человека — деятеля/созидателя, а в последствие и более «здоровое общество». Резюмируя вышеописанное - без понимания Психологии на мой взгляд вообще невозможно "по настоящему" эффективное строительство системы развития мастерства собранности / методологического / прикладного, как отдельного человека, так и группы людей/команды.

Мне кажется, что в данной концепции речь не идет о изучении закономерностей и работы с ними, так как СМ просто другой путь решения проблемы, более быстрый и простой. Например, я пока что для себя решила, что эта концепция помогает решать проблемы на уровне симптомов. Хочешь бросить курить? — войди в роль некурящего, огради себя от соблазнов и прочее. Это не решение проблемы как таковое, это лишь способ себя натренировать так, чтобы вошло в привычку не курить. Фундаментальная проблема никуда не делась, и системное мышление тут вряд ли поможет.  

Есть мнение, что и не надо искать закономерности (если не ошибаюсь, оно даже было озвучено на первой лекции). Например, коучеры принципиально обходят стороной психологические причины проблем, вместо этого направляют клиентов на то, как те, в свою очередь, могут лишь учитывать эти проблемы. 

Лично мне кажется, что без глубокого понимания себя через проработку закономерностей, эмоций, истинно гармоничная и здоровая личность не получится. Но такая личность скорее утопия. 

P.S. До прочтения вашего поста этот комментарий должен был быть моим постом :slight_smile:

 

 

Интересный фидбэк, спасибо.
По всей видимости, я не проговорила этот момент, и осталось неочевидным, что под "изучением внутренних состояний" я имела в виду именно полный комплекс работы, начиная от изучения закономерностей и заканчивая методами и технологиями. Иначе бы терапий психологических не существовало вообще, а они есть :) Речь шла о том, что психология в самом общем виде просто стремится сделать из человека здоровую, гармоничную личность, которая в ладу с собой и окружающими. Но именно роль деятеля она не помогает играть, не дает инструментов для построения все более и более сложных систем. Поэтому одной лишь психологии для того, чтобы эффективно удовлетворять интересы свои и окружающих – недостаточно (точно так же и отсутствие "психологического здоровья" будет мешать вам применять СМ). Поэтому от психологии надо брать все, что про "здоровье", а от системного мышления – то, что про деятельность.