Первый пост по первой лекции курса "Введение в СМ"

Планирую брать отдельные разделы лекций 1 или 2 и писать по ним скажем так выкладки в виде размышлений.
Раздел - Идея курса.
Суть идеи в том, что необходимо не просто учиться чему-то, а развивать в себе Универсальные базовые навыки (мастерство собранности и мастерство интеллекта), которые позволят быть эффективным в любой сфере деятельности и в первую очередь в своей жизни. Третий ключевой элемент системы - Этика (нравственность). Без нее никак. Не самый хороший пример, но очень наглядный - Гитлер и Иисус были очень эффективными людьми, но имели разные ценности.
Мастерство собранности - позволяет держать фокус на ключевых задачах или на балансе (работа, семья, хобби, физкультура и т.д.). В жизнь человека почти всегда "врываются форсмажоры" в виде людей и обстоятельств сбивающих "вектор движения", а зачастую вызывающих эмоциональные всплески, плюс умственная разболтанность - внутренние диалоги, спешка , лень, плюс неумение обуздать внутренние "хотелки" (надо пост написать, а хочется кино посмотреть или ленту новостную полистать, надо спать в 23 ложиться, чтобы бодро встать в 6, а засиживаешься до 00:00) - в итоге текущие задачи и как следствие долгосрочные планы "плывут". Кроме того с развитием цифровых технологий фокус внимания постоянно сбивается все возрастающим потоком информации который лезет в жизнь современного человека буквально во все щели - это месенджеры/чаты, почты, телефон, реклама во всех возможных и невозможных воплощениях. Что с этим делать? - "строить" себя.
Мастерство интеллекта - позволяет видеть "объемнее и глубже" за счет умения держать концентрацию внимания более "5 минут", умения удерживать в сознании более трех элементов информации, допустим 5-7-9 и более и простраивать между этими элементами взаимосвязи и причинно-следственные, мыслить дивергентно, т.е. видеть не одно решение задачи, а много больше, допустим 20-30 и более. Но к сожалению современный цифровой мир большинству людей не помогает интеллект развивать (служа так сказать экзокортексом), а наоборот все более упрощает его. Самый простой пример "навигатор в смартфоне" - из-за того, что мозгу можно НЕ напрягаться (запоминать повороты, ориентиры, местность и т.д.) он и НЕ напрягается, дорога не запоминается, мозг не получает часть нагрузки. Нужно статью написать об ученом допустим - открыли википедию и взяли чью-то выкладку, т.е. "готовое блюдо" и мозг НЕ напрягается, нет необходимости много и сосредоточенно читать по "теме", т.к. в интернете уже есть почти все готовые ответы. Т.е. мы выражаясь словами Курпатова - "делегировали цифре функции мозга". Из-за гигантского и все нарастающего потока информации люди стали "потреблять" этой информации в десятки раз больше, но даже если эта информация полезная, она не усваивается, т.к. просто не успевает, за одной лекцией идет другая, за ней тут же следующая, за ней книга, за книгой семинар и т.д. Очень условно мозг с информацией работает в 2-х режимах 1.Потребление 2.Собственно работа ("переваривание", вопросы по теме, применение на практике, примеры в своей жизни и т.д.). Очевидно, что при потреблении мозг почти не напрягается, если не поставлены соответствующие навыки, а они собственно не поставлены процентов у 95 людей (я могу ошибаться). Ну и привет - то что не работает, постепенно атрофируется, интеллект становится слабым (вялым), абсолютно также как и физическое тело, которое не получает нагрузку. Что делать? - конечно давать нагрузку, если совсем просто.
Кратким итогом вышесказанного является понимание крайней необходимости осознанного целенаправленного развития мастерства собранности и интеллекта в связке с этикой, уже не просто для того чтобы было "интересно жить", но и создания более твердой основы "под ногами" в современном усложняющемся по экспоненте мире.
Моя искренняя благодарность всем участникам ШСМ за Ваш труд и миссию.

Владимир, спасибо большое, что поделились своими размышлениями! По поводу потребления информации и напряжения: ваш мозг очень даже напрягается даже сейчас, просто вы получили возможность перенаправить свое внимание куда-то еще, а гаджеты удерживают ваше внимание на изначальной задаче за вас
В примере с навигацией в смартфоне: за счет того, что вы не тратите время на поиск и запоминание дороги, вы можете направить свое внимание на что-то еще (поговорить с кем-то на ходу, при этом фокус на правильной дороге за вас удерживает карта, и вы можете сосредоточиться на работе).

Информацию из Интернета тоже нужно проверять) Интернет фактически аналог забора, на котором может написать каждый. Поэтому стоит каждый раз обращать внимание на то, на чем автор поста/статьи и тп строит свою картину мира: на предположениях с низкой долей вероятности оказаться соответствующими физическому миру (легенды, мифы и тп) или все же на предположениях с высокой долей вероятности. На какие источники ссылается автор? Насколько источники подтверждены научными экспериментами? Или, может, это источники вида “ОБС – одна бабушка сказала”?

Число Миллера, число Данбара … был уверен в них до недавнего времени. Мы понимаем как функционирует реальность и используем это понимание в нашей деятельности по изменению материального мира. Математика, физика, химия, биология - давно вошли в "школьные" программы. Люди успешно используют "законы" из этих дисциплин  - мы меньше болеем, летаем на самолетах, плаваем под водой, живем в теплых сухи домах, пользуемся смартфонами. Что же касается наук о психике человека. Очень хочется увидеть учебник "Человек: правила использования". Когда ждать школьного курса? Иначе править "умами" будут уже даже не классики литераторы родом из прошлых веков , а новые саксес-коучи и интернеты. Нужен учебник! 

Максим, уже пару лет думаю над этим, ключевой вопрос - чему учить своих детей? Пока пришел лишь к тому, что необходимо создавать свой учебник…

Владимир, ну вот команда ШСМ предлагает образование для образованных. Я еще пока не понимаю каких образованных … Очевидно что образованный в 40+ лет не то что образованный в 18+ ШСМ для всех типов образованных?

Что же касается детей, то почему отказываться от уже имеющегося набора старинных трансдициплин, который ставят мышление и знания о мире: математика, физика, биология, логика, биология, умение излагать мысли письменно, умение выступать публично и т.п. физкультура наконец! Другое дело что образовательные институты современные не в состоянии качественно дать это все, хотя бы потому что я помню кто шел в пединститут в мое время … изменилось ли чего с  середины 90х?