Творец или пловец?

Что выделяет человека среди животного мира планеты Земля? Человек изменяет реальность. Изменяет ее намеренно. Изменяет в сотрудничестве с другими людьми. Чтобы изменить реальность человеку нужно совершать действия.  Чтобы совершать действия в реальности необходимо знать, как она функционирует.

Откуда человек получает знания о реальности? Три источника. Врожденные знания/прошивка мозга/врожденные программы поведения. Знания, накопленные человечеством. Тестирование реальности/ метод проб и ошибок. Врожденные знания – данность, с ними жить. Метод проб и ошибок – долго, опасно, да и люди говорят, что «дураки учатся на своих». Остаются знания человечества, было бы неплохо сделать эти знания своими.

Знания человечества доступны нам в виде формализованных моделей, описывающих какую-то часть бесконечной реальности. Этих моделей много, среди них есть эффективные и неэффективные. Если модель обладает большой предсказательной способностью, то модель эффектна, например, закон всемирного тяготения.

Человек – существо автоматическое. Реакция/поведение запускается по триггерному сигналу: внешнему – рядом прошла симпатичная девушка, внутреннему – кто-то нам что-то сказал, возник образ.  Это быстрое мышление. Оно менее затратное, оно позволяет быстро принять решение и возможно спасти свою жизнь, но оно подвержено ошибкам.

Существует медленное мышление, оно требует времени и затрат энергии, но именно это мышление то, что у нас есть чтобы освоить знания человечества, сделать эти модели реальности моделями в своей голове.

Путь – выбор лучших и точных моделей реальности из багажа знаний всего человечества, с помощью медленного мышления внедрение этих моделей в свою голову, с помощью тренировки перевод этих моделей в быстрое мышление, совместно с другими людьми деятельность в реальности на основании этих моделей. Экономно, быстро, с высокой вероятностью на успех.

Путь человека-творца.

Творить или плыть по течению? Выбор за нами.

Отлично, Максим, спасибо за пост! Добавлю только, что нам важны обе части спектра мышления, и движение по нему туда-обратно: вовремя перехватить контроль над автопилотом из левой части спектра и скорректировать путь через модели и обучение в правой, научиться эти модели применять автоматически, переходя в левую часть спектра (уровень мастерства, при котором вы можете применять лучшие мыслительные модели/шаблоны автоматически, не особенно задумываясь).