Видео доклада А.Левенчука "Системное мышление в инженерии"

А.Левенчук 23 июня 2020 г. выступил с докладом "Системное мышление в инженерии" на конференции "Современная подготовка инженеров". Видео доклада (45инут), слайды.

Из новенького в докладе представлен пример формата учебных стандартов ШСМ (слайды 11 и 12). В этих слайдах понятия -- это то, с чем студент должен уметь проводить мыслительные операции. Уровни мыслительного мастерства -- это обычно три уровня для мыслительных операций с упомянутыми понятиями. Вот мы учим ровно вот этим операциям, поднимая уровень в зависимости от уровня курса (для начинашек, для среднего уровня, и для мастерства). А ещё пишем потребности, удовлетворяемые мастерством, и grounding/заземление в форме примера удовлетворения потребностей.

Например, в учебном стандарте по онтологике для того, чтобы оценивать действия отдельно от оценки цели действия и оптимизировать действия при сохранении цели [потребности, удовлетворяемые мастерством], мы в рамках прагматизма [namespace] учим студента выполнять операции на трёх уровнях с понятиями цель/intention и действие/act (включая коммуникативное):

-- L1: Студент способен предложить несколько действий для предложенной цели. Например, студента попросили рассмотреть организацию кофе на совещании. Он подумал о следующих вариантах: поручить службе доставки/кейтеринга, заваривать кофе на кухне и принести его, попросить кого-то из коллег заварить кофе на кухне, а кого-то самому потом принести его, послать кого-нибудь в ближайшую кофейню и принести кофе оттуда, вспомнить о столике с чаем в углу комнаты (восстановить цель «ритуального питья на совещании» – кофе или чай при этом, совершенно неважно), открыть окно (душно, и кофе нужен «взбодриться». Свежий воздух взбодрит не меньше). [и мы понимаем, что речь идёт о действиях каких-то людей, невовлечённому глубоко в ситуацию студенту легко думать о целях и действиях отдельно, контролируем только то, что понимается наличие многих способов достижения цели, и цель отдельно тоже нужно уточнять]

-- L2: Студент соотносит цели других ролей с их действиями. Например, мама просит дочку дать её яблоко. Дочка немедленно надкусывает три яблока, затем даёт одно из них маме. Восстанавливаем цель: дочка хочет дать маме самое вкусное яблоко и поэтому лично пробует их всех на вкус. [студент способен восстановить из наблюдаемых действий цель дочки, соотнести её с предложенным способом достижения -- это сложнее]

-- L3: Студент способен применять мышление уровней L1 и L2 к своим целям и действиям. Например, как в примере для L1, только студента самого попросили принести кофе на совещание, и он планирует свои собственные действия. [осознанность в отношении своих собственных действий -- это самое сложное. С чужими целями и действиями это будет легко, нет вовлечения, нет знания лишних деталей, это как "ситуации из учебника"]

Подробнее читайте в блоге А.Левенчука.