МиС 2023.2 - ДЗ 6.2 - Идея и фильм: что тут что описывает

Данный пост написан как часть домашнего задания по 6й главе курса МиС. В посте рассматривается вопрос - описывает (репрезентует) ли фильм идею, или идея репрезентует фильм.

Пост состоит из четырёх частей. В первой части рассматривается, может ли идея описывать фильм. Во второй раскрывается, какое важное соотношение идея может реализовывать с другими объектами. В третьей части приведены рассуждения о том, чем является с онтологической точки зрения фильм, и как он может соотноситься с идеей. В последней части приводятся краткие выводы из рассуждения.

Часть 1 - может ли идея репрезентовать фильм?

В рамках изученных глав материала курса МиС - однозначно, нет. Репрезентация происходит между неким знаком или набором знаков, погружённых в контекст и, возможно, имеющем инструкцию по интерпретации, с одной стороны; и некой означаемой сущностью - с другой.

Идея - объект мыслепространства (см. Платон). Объекты мыслепространства, в общем случае, не являются знаками. Например, суть практики мышления письмом можно свести к получению знаковой репрезентации объектов мыслепространства, важных для агента. Раз такую практику нужно ставить, видимо, репрезентация не тождественна репрезетуемому.

Аналогично, провал экспертных систем (символьной логики) в практических задачах ИИ показывает, что не всё мышление естественно представимо в виде языковых конструкций (например, в виде выражений логики предикатов, обрабатываемых в экспертной системе, написанной на Prolog).

Соответственно, вывод такой, что идея не может репрезентовать фильм, потому что объект мыслепространства, такой как идея, не реализует отношение репрезентации ни с чем.

Часть 2 - какие важные для нас отношения может реализовывать идея?

Как объекты мыслепространства, идеи должны образовывать достаточно разреженное концептуальное пространство. Это ещё одна из причин, по которым идея не может что-то репрезентовать - мы получим огромный разброс репрезентуемого в зависимости от внеконтекстных обстоятельств, связанных с толкующим.

Я утверждаю, что важным отношением для идеи является “соответствие”. Данное отношение может возникать между идеей и объектами других типов, таких как физический объект (“Соответствует ли данное разделение этих яблок 1:3 между этими двумя людьми идее справедливости?”) или описание (“Соответствует ли российское бюджетное законодательство идее федерализма?”). Из-за описанной выше концептуальной неплотности для идей, мы можем получить широкий спектр ответов на такие вопросы, но сама принципиальная возможность получить такие ответы демонстрирует, что отношение существует.

Часть 3 - что такое фильм

Фильм - это документ, содержащий последовательность пятен различного тона и цвета, с точки зрения человеческого восприятия, движущихся по экрану, и опционально, сопровождающихся каким-то звуком. Какая-нибудь абстрактная мультипликация может именно это и ультимативно представлять собой.
Контекстной информацией, доступной зрителю, является представление о том, что пятна на экране обозначают визуальные образы объектов реального мира или, с определёнными допущениями, воспринимаемых как могущие таковыми быть, и которые реализуют некоторую связную последовательность событий, имеющих общий нарратив.

Этот нарратив можно понимать, как представление в мыслепространстве объектов внимания, выделенными зрителем в фильме и взаимосвязей между ними. Нарративы одного фильма не обязаны совпадать между двумя зрителями или даже между двумя просмотрами одного и того же фильма тем же зрителем в разном состоянии (например, я в возрасте 10 лет и сейчас понимаю нарратив фильма “Ирония судьбы” по-разному).

Данное описание (нарратив), помимо непосредственно физического процесса просмотра фильма, может отсылаться и к другим объектам, например - идеям, используя предложенное выше соотношение соответствия. Например “Мотивация поведения героини фильма соответствует идеи нарциссической личности.” В последнем примере, зритель не может провзаимодействовать с героиней, более того, героини не существует как физического лица - пациента, которому можно было бы поставить диагноз нарциссического расстройства личности, даже если бы зритель и обладал соответствующей квалификацией, но зритель предполагает, что сконструированный им нарратив соответствует классу поведения, к которому отсылает концепция, реферируемая зрителем как нарциссизм. Другой зритель может слова такого не знать, а третий воспримет поведение героини совершенно по-другому, например, построит свой вариант нарратива с использованием идей феминизма.

Заметим, что сама отображённая в фильме деятельность может не содержать примеров, которые могут быть отнесены к рендерингу этой идеи. Например, зритель может воспринять, что фильм “Иди и смотри” рассказывает о мире, хотя там показана война, а идея “1984” - ценность свободы, хотя свободы в сюжете немного. Созданный же зрителем нарратив может включать эти понятия.

Выводы

Фраза “Идея X описывает фильм Y” является бессмысленной. В стиле “По дороге домой я споткнулся о кортеж”.
Фразу “Фильм X описывает идею Y” является осмысленной, и прочитать её можно следующим образом. Предполагается, что зритель, относящийся к семантическому сообществу, референтному для целевой аудитории высказывания, в результате просмотра фильма сконструирует нарратив, который будет соответствовать идее Y, то есть содержит объекты мыслепространства, к которым у данного зрителя может реферировать идея Y.

Дополнение

Написал дополнение к посту: Дополнение к посту https://systemsworld.club/t/mis-2023-2-dz-6-2-ideya-i-film-chto-tut-chto-opisyvaet/6120

3 лайка

Какие разнообразные примеры по тексту поста!

:+1: