Избегание определений в текстах

Прочитал книгу Витгенштейн “Философские исследования”.

Любое понятие имеет бесконечное число определений и каждое можно понять по-своему. Ловушка определения состоит в знаниях и опыте, которыми обладает человек дающий определение и которыми не обладает читающий. Дающий вкладывает смысл, но читающий его не может извлечь из определения. Читающему сперва нужно передать эти знания и опыт многим больше, чем определение.

Понятию невозможно дать определение, которое бы его объясняло. Ему можно дать только имя. Использование имени наделяет его смыслом. Использование имени в разных обстоятельствах может иметь разные смыслы и отсылать к разным понятиям.

Понятия лишены границ и их невозможно описать полностью. Можно описать или использование понятия, или объекты которые представляют эти понятия, или применение объектов в жизни, или еще чем-то похожим.

Много понятий в книге напомнили мне о понятиях шсм: понятие, причинно-следственная связь, наблюдение, намерение, высказывание, утверждение, обоснование, гипотеза, толкование, аффорданс, вычисление, вероятность, плотность концептуального пространства, аспект, мышление.

Мой опыт:
У меня было пару случаев, когда люди полностью не понимали меня и слова, которые я произношу. В обоих случаях я объяснял свою сферу деятельности другому, который был очень далек от нее. Можно сказать, что он не владел понятиями из моей сферы. Он даже не владел близкими понятиями, через которые я бы смог ему объяснить что-то.

Обычно помогают примеры и работа с ожиданиями, порождающими моделями, картинами мира. Чтобы что-то объяснить необходимо сначала, чтобы собеседник увидел понятия о которых ты хочешь что-то сказать, чтобы он понял результат, который ты хочешь получить.

1 лайк

И вот наши выпускники про бесполезность определений более-менее понимают, что это не “оригиналы в ШСМ” говорят, а нормальный такой метод добиться понимания (даже древний Витгентштейн про то же говорит, а сейчас это вообще общее место). Но часто “люди с улицы” (опираясь на школьный и вузовский опыт главным образом математики) требуют определений. Толку от этого никакого, разве что любое выданное определение они (как и ожидается) разносят в хлам ))) Что с этим делать – непонятно. Типа как “выдай мне ёлочную игрушку, которая меня будет радовать” – и что ни выдашь, “не радует!” )))

1 лайк

Тут, ИМХО, подряд идут три весьма неверные формулировки.

Понятию невозможно дать определение, которое бы его объясняло.

Так как “объяснять” можно лишь “кому-то”, а не просто сделать это безотносительно кого-бы то ни было, фраза без указания на этого “кого-то” не имеет смысла. А если добавить этого “кого-то”, то в зависимости от того, кого добавим, получится вложить разные смыслы. И не очень понятно, какой из них вами имелся ввиду.

Например, если добавить “всем” - то получится вполне верное, но бесполезное в силу своей очевидности утверждение “Понятию невозможно дать определение, которое бы его объясняло всем.”, потому что на ум сразу приходит какая-нибудь кошка, которой какое определение не предлагай - оно ей никакое понятие не объяснит, ибо она просто слов не понимает.

Если добавить “моим однокурсникам”, то получится весьма узкое, но не верное утверждение “Понятию невозможно дать определение, которое бы его объясняло моим однокурсникам.”. Узость этого утверждения хочется поддержать ещё и со стороны того, о какого рода понятиях идёт речь. Например, “Понятиям курса “системное мышление” невозможно дать определение, которое бы их объясняло моим однокурсникам.”. Корректное, целостное, но неверное утверждение вышло.

Ему можно дать только имя.

Нет же. Почему только? Ему можно дать определение, которое его не будет объяснять всем, например. А ещё ему можно дать каталожный номер, и много чего ещё.

Или имеется ввиду утверждение в контексте уточнения из предыдущей фразы, то есть полностью утверждение предлагается читать как “Ему можно дать только имя, которое бы его объясняло.”? Но тогда это тоже неверно, потому что имя объяснить ничего не в силах…

Итого, это утверждение и так и эдак не верное.

Использование имени наделяет его смыслом.

Хм… Нет же… ?

Собственно, нет - потому что

Использование имени в разных обстоятельствах может иметь разные смыслы и отсылать к разным понятиям.

В общем, я к чему: Определение, являясь объяснением, по природе своей относительно. Оно не может быть само по себе, без целевой аудитории, без тех знаний целевой аудитории, на которые оно может опереться.

Как и любое объяснение, определение - это мост, стоящий на известных целевой аудитории понятиях, и построенный из известных целевой аудитории кирпичиков и цемента - видов связей между понятиями.

И если перечень понятий и видов связей, известных и понятных “моим однокурсникам” прогнозировать при построении определений можно с весомой степенью достоверности, и тут определения вполне возможны, уместны и полезны, то для “людей с улицы” это несколько сложнее, ведь они гораздо более разнообразны.

И тут приходится предполагать фундамент для своего моста где-то очень глубоко и далеко, строить его из очень большого количества промежуточных мостиков и понятий, потенциально новых для такого абстрактного “человека с улицы”, и понимать что у него может не хватить ни терпения, ни способностей по этому большому мосту взбираться, по ходу распознавая знакомые понятия и изучая незнакомые. Такой большой мост и называется “комплект курсов”, “образование для образованных” и т.п.

Впрочем, иногда возможно из говна и палок на болоте собрать для его жителя образ нужного понятия так, что он в достаточной степени его поймёт без изучения более адекватных базовых понятий, и порадуется пониманию. Кажется, именно такое называется “удачная метафора”, и это тоже очень полезный подход.

Мосты можно строить прямые и простые, а можно строить замысловатые, ажурные, сложно-сочинённые, и ведущие в обход. Простые и прямые обычно строить сложнее, в силу специфики строительного материала.

Мосты можно итеративно улучшать, перестраивать, спрямлять, заменять излишне хитрое более простым и доступным. К слову, именно это происходит по мере развития курсов в ШСМ, помимо достройки новых высот. Да и во всей науке так же. И это хорошо.

А еще там было о действиях, язык это про действия. Я произношу слова для того, чтобы я что-то сделал или кто-то другой что-то сделал. То есть произошло какое-то действие, можно даже сказать изменение. Например, я написал пост, чтобы закрепить свои знания в первую очередь и для обучения других других людей, которые будут читать мой пост во вторую очередь. Если они не научаться по посту - не страшно, он же короткий, для обучения нужны тексты намного больше и они уже написаны, например курсы шсм или эта же книга.

Ну, я надеюсь что Вы как и я, пишете тексты в публичном месте, оборудованном возможностью обратной связи, для того (в числе многого прочего), чтоб получить обратную связь, и через неё верифицировать или дополнить своё понимание описываемого вопроса.

Исходя из предположения о наличии среди множества ваших целей ещё и такой, я к вам и обратился со своим впечатлением о прочитанном - чтоб ни Вы, ни Ваши потенциальные читатели, не закрепляли себя в ловушке получившегося на мой взгляд у вас заблуждения. И несколько удивлён тому, что в вашем ответе мне видится реакция “в штыки”, и мне приходится пояснять мотивацию вместо обсуждения собственно моих слов и впечатлений.

Я не увидел в вашем тексте что-то противоречивое тому, что имел ввиду я.
Если у вас есть какое-то противоречие в вашей картине мира, то я мог бы попробовать его снять, но уточнять тут то, что имел ввиду я - нет смысла, потому что это объяснение написано в книге.

Удивили. Ну да ладно…