ДЗ 11. Составление описания (модели). "Формулы выручки "ДНК выручки парка аттракционов"

Контекст

Моя компания выпускает продукт - билетная система для сферы развлечения (в целом) и для парков аттракционов (в частности). Я 13 лет занимаюсь этим делом, видел более 150 парков аттракционов и адаптировал бизнес-процессы парков для работы с билетной системой примерно для 100 парков аттракционов. Я признанный эксперт в этой области: делаю по 2-3 доклада на конференциях в год о том как билетная система помогает увеличить выручку в парке аттракционов, я сам продавал билеты на кассах, сам контролировал вход на аттракцион - в общем знаю много в этой предметной области.

В 2023 году у меня родилась идея монетизировать свои знания - консультировать управляющих и собственников парков аттракционов по увеличению выручки на основе данных.

В марте 2024 года я провел мероприятие на эту тему и взял первых 5 клиентов.

Весь сезон (6 месяцев) я работал с этими клиентами, но у меня не было собранной модели. Я применял отрывки знаний из разных областей внутри области генерации выручки в парке аттракционов.

За основной метод я взял Трекинг для бизнеса (цель, поиск ограничений, HADI-циклы). Но практика показала, что трекинг - это скорее интрумент, чем метод. Мне нужен свой метод. Еще весной я написал 10 объектов внимания в парке аттракционов, через которые можно влиять на выручку, но моя теория также была слегка размытой, нужно было что-то изящное.

Я учился у Ильи Балахнина и видело его формулу прибыли, которая мне очень понравилась своей изящностью и простотой. Я взял ее за У-модель и решил переделать в свою С-модель, убрав из нее ветку затрат и включив туда свои 10 объектов внимания в парке + метод трекинга.

Цель

В таком контексте я подошел к выполнению этого задания - составлению модели своего метода.

Сегодня попробую описать часть метода - формулу выручки парка аттракционов.

Процесс выполнения

Далее пойду по шагам подготовки к составлению описания (модели):

  1. Определить предметные роли для всех ситуационных ролей и их интересы

Автор: я

Заказчик: я

Адресаты: директора парков аттракционов, которые хотят увеличить выручку парка на 25% и более за год.

  1. Определить основные объекты описания и уровень абстракции

Основные объекты описания: экономические метрики, влияющие на выручку парка аттракционов.

Уровень абстракции: узкие классы.

  1. Определите вид описания

Вид описания: шаблон, форма для заполнения

  1. Определить модальность, формат, язык, моделер

Модальность: мультимодальность (граф + таблица)

Формат: Текст в блоге ШСМ (на сейчас), презентация (на март 2025)

Язык описания: русский язык, английский язык, экономический язык (экономические термины), маркетинговый язык (маркетинговые термины).

Моделеры: Miro для графа и MS Excel для таблицы.

  1. Узнать как называются подобные описания в моей предметной области

Конкретно в моей предметной области парков аттракционов таких моделей не существует.

Но я беру за основу (У-модель) формулы прибыли Ильи Балахнина, поэтому определяю свою модель как формулу выручки парка аттракционов (С-модель).

  1. Назвать свое описание (модель)

Формулы выручки парка аттракционов «ДНК выручки парка»

  1. Определить детальность описания

Деятельность определяется:

Числом уровней детализации: 5 уровней для верхней метрики и на уровень меньше для каждой метрики уровнем ниже.

Числом описателей объектов: 7.

  1. Выбрать или разработать мета-С онтологию для определения классификаторов и справочников

Формула в виде графа (нисходящего дерева) + таблица с пояснениями метрик, где объекты будут в отношениях разбиения (граф) и толкования (таблица).

  1. Определить как буду именовать объекты

Объекты буду именовать как метрики.

Конкретное название метрик укажу в модели.

  1. Определить признаки и свойства для объектов

Атрибуты (признаки и свойства) объектов (метрик):

• обозначение метрики,

• название метрики на английском,

• название метрики на русском,

• зачем нужна метрика,

• где ее можно найти.

  1. Зафиксировать отношения между объектами в описании

Отношения между объектами: разбиение (часть-целое) для графа и толкование (перевод с одного языка на другой) для таблицы.

Результат

Формулы выручки парка аттракционов «ДНК выручки парка»

Описание метрик Формулы выручки парка аттракционов «ДНК выручки парка»

Обозначение Метрика (англ) Метрика (рус) Единица измерения Зачем нужна Где найти Значение метрики вашего парка
R Revenu Доход Рубли Показывает выручку Отчет из билетной системы
CL Clients Количество уникальных посетителей Штуки Для расчета:
количества повторных посещений (частоты посещений),
безлимитных билетов,
маркетинговой воронки (ROMI) - какой канал привлечения работает
воронки продаж
Отчет из билетной системы
Rd Rides Количество прокатов на аттракционах Штуки Для расчета:
нагрузки на аттракцион (его популярность),
сколько раз на аттракционе катается один человек,
комбо-билетов,
и стоимости проката на аттракционе (рыночное равновесие - балан спроса и предложения)
Отчет из билетной системы
C1 Conversion 1 Конверсия в уникальных посетителей Проценты Для расчета количества уникальных посетителей Считать вручную (Rd/Cl)
Reach Reach Количество посетителей парка Штуки Для расчета воронки продаж - сколько человек пришло в парк в результате маркетинговых усилий Счетчики на входе в парк
C2 Conversion 2 Конверсия в прокаты на аттракционе Проценты Для расчета количества прокатов на аттракционах Считать вручную (Reach/Rd)
Reach M Reach Marketing Количество охваченных рекламой людей Штуки Для расчета маркетинговой воронки и воронки продаж - сколько человек увидели рекламу Счетчики в каналах продвижения (SMM), в отчете билетной системы (по промокоду или QR-коду от рекламы или партнеров)
C3 Conversion 3 Конверсия в посетителей парка Проценты Для расчета количества посетителей парка Считать вручную (Reach M/Reach)
LTV LifeTimeValue Сколько денег посетитель потратил за период Рубли Для понимания оправданы ли затраты на привлечение, вовлечение и удержание посетителя Отчет из билетной системы
P Price Средний чек покупки/пополнения Рубли Для отслеживания:
динамики трат посетителй по чеку,
оправданности услилий по маркетингу и продажам кассиров,
результатов системы мотивации кассиров
Отчет из билетной системы
Qs Quantity successful Количество успешных покупок посетителем Штуки Для расчета LTV Отчет из билетной системы
Q1 Quantity Per User Количество покупок одним посетителем Штуки Для расчета безлимитных билетов, комбо-билетов, бонусной программы Отчет из билетной системы
Rt Return Сумма возвратов Рубли Для отслеживания причины возвратов и предупреждения воровства со стороны персонала Отчет из билетной системы
Pu Price Per Unit Стоимость одной позиции в чеке Рубли Для анализа:
ценообразования,
конкурентной среды
Считать вручную (Сумма чека/Количество позиций в чеке)
D Depth Глубина чека (количество позиций в чеке) Штуки Для анализа:
кросс-продаж,
системы мотивации кассиров
успешности внедрения новых товаров и услуг в ассортиментную матрицу
Считать вручную из чека
US Up-sell Повышение чека усилиями кассиров Проценты Для анализа усиий кассиров, направленных на повышение чека Выручка (в руб) от Up-sell/на R
Brand Brand Наценка за бренд Проценты Для расчета стоимости услуг/товаров и прироста вырчки Определяет парк исходя из анализа конкуренции на рынке
APR Average Price Per Ride Средняя стоимость проката на аттракционе (товаров/услуг) Рубли Для анализа:
ценообразования,
конкурентной среды
Отчет из билетной системы
CS Cross-sell Продажи сопутсвующих товаров усилиями кассиров Проценты Для анализа:
системы мотивации кассиров
успешности внедрения новых товаров и услуг в ассортиментную матрицу
Выручка (в руб) от Cross-sell/на R
AM Assortiment Matrix Ассортиметная матрица Штуки Количество услуг и товаров, достыпных к продаже В прайсе
Pay Buying Power Покупательская способность Рубли Для расчета ценоборазования Росстат, СберАналитика

P.S. Я попробовал описать часть метода (формулу выручки). Это заняло у меня 15 часов.
Далее хочу закончить описание всего метода до конца первого курса “Рациональная работа”.

2 лайка