Цитаты :: Ц.В. Церенов

Из темы О художественной литературе:

16 авг. 2023, 14:18

Этика – это наука о поведении человека (индивида и общества) с позиций добра и зла, а не «наука о морали и нравственности», как считают многие специалисты, занимающиеся вопросами этики. Некоторые из них признают, что у «морали» и «нравственности» есть некоторые «смысловые оттенки», но особого значения им они не придают [1].
Другие же авторы прямо призывают и впредь использовать эти понятия, как
синонимы, не задумываясь о каких-либо смысловых «оттенках» [2].
Между тем полная идентификация морали и нравственности обедняет этическую мысль и на руку только тому, кто стремится действовать не по совести, а «в соответствии с законами», которые (отметим!) лоббирует сам или же через подручных.

[ …]

[ …]

Условность морали и безусловность нравственности

Каждая общественная система с ее вариантом морали склонна в нужных для себя случаях апеллировать к элементарным принципам нравственности. Выполнение же своих требований и норм она строго контролирует. К примеру, «каждый советский человек» должен был понимать «текущий момент»: это было требование в духе большевистской морали. Что означало такое «понимание»? – Внутренний запрет для себя сравнивать то, что власть говорила вчера, с тем, что по этому же вопросу говорится сегодня. Тех граждан, которые обращали на это внимание, в лучшем случае называли непонимающими «текущий момент», в промежуточном случае – «демагогами», а в худшем – «врагами народа», с
соответствующими «оргвыводами». Последние – совершенно чуждое нравственности понятие, но зато в полной мере соответствующее общественной практике: их осуществляли именно в духе большевистской (впоследствии – «коммунистической») морали.

[ …]

Нравственность выражает интересы всего человечества

Мы уже говорили, что нравственность – в интересах всего человечества, каждого представителя нашего вида. Поэтому-то базисные понятия нравственности признаются всеми. Честность, справедливость, Добро и
Зло…
Но мораль вырабатывает собственные базисные понятия. Вот одно из них: «беззаветная преданность». Очевиден групповой ее характер – будь то преданность некоей «великой идее» или преданность «вождю». «Беззаветность» в данном контексте означает готовность индивидов на все, вопреки любым соображениям нравственного плана, как «не относящимся к делу». Образцом «беззаветной преданности» («делу коммунизма», к примеру) было убийство в ходе гражданской войны братом брата, сыном или внуком – отца или деда.
Никто из однодельцев за подобное не осуждал, и более того, такая «принципиальность» поощрялась. Отсутствие «заветов» – это ведь активный отказ от любых внеситуационных ценностей ради выгод конкретного дела.

[ …]

Лицемерие и безнравственность морали

Тот факт, что мораль общества «давит» на индивида, который вследствие этого вынужден соблюдать «правила игры», пока такое давление ощущает, подтверждается всем хорошо известным феноменом: мародерством.
Казалось бы, вполне законопослушные граждане (но внутренне, на самом деле, подлинно-безнравственные) бросаются громить и грабить чужое имущество, как
только почувствуют свою безнаказанность за это. Показной характер демократии и лицемерие буржуазной морали в полной мере проявились в сходстве действий мародеров еще недавно тоталитарного Ирака и высокоразвитой демократии Соединенных Штатов. И эта же самая психология в полной мере и успешно была использована В.И. Лениным с его лозунгом «Грабь награбленное!».
Так что строительство «светлого будущего» и «счастия народов» было начато именно с грабежей.

[ …]

Самодостаточность нравственности и неполноценность морали

Очевидно, что нравственность вполне самодостаточна: никогда нравственности не приходилось обращаться к какому-либо варианту морали за подтверждением своей правомочности. Наоборот же (см. выше) происходило всегда и систематически. Характерный пример. Советская политическая система много лет жила в соответствии с духом «коммунистической морали», и руководство страны это вполне устраивало. Но когда – в завершающий период правления Н.С. Хрущева страна перешла к «развернутому строительству коммунизма», вспомнили о библейских заповедях и попытались
модифицировать их в духе этого «строительства». Очевидно, что данный политический акт – свидетельство понимания тогдашним руководством страны несамодостаточности столь высоко ценимой им «коммунистической морали». >
Сколько лет о заповедях не вспоминали, а тут (в шестидесятые годы) они вдруг понадобились. Именно для того, чтобы доказать общечеловеческий характер политических взглядов тогдашней власти. Сколько лет твердили: «Коммунизм – светлое будущее всего человечества», но теперь его попытались
конкретизировать: не столько в техническом плане («Коммунизм – это советская власть плюс электрификация, плюс химизация всей страны»), сколько в нравственном. Все-таки руководство страны понимало то, чего многие специалисты по этике не понимают или делают вид, что не понимают и теперь: мораль и нравственность – не одно и то же…


Колесов Дмитрий Васильевич«Множественность различий нравственности и морали» // Проблемы бытия личности, No 1–2008, с. 33-60
Цитируется по «КиберЛенинка».

Справочно:

Колесов Дмитрий Васильевич (24 апреля 1936 - 17 апреля 2007).

Действительный член РАО, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО.

Специалист в области педиатрии, возрастной физиологии, общей, возрастной и социальной психологии. Область научных интересов: развитие психики от ее начальных форм, понятие «связи» в психологии, психология желания, гедонизм, психология власти.

Автор более 500 печатных трудов, изданных в России и за рубежом, в том числе на китайском, японском, хинди, испанском, греческом языках, а также языках стран ближнего зарубежья. Среди них: Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1975; Эволюция психики и природа наркотизма. М., 1991; Пол и секс в современном обществе. М., 1999; Нравственность и пол. М., 2000; Ленин: личность и судьба. М., 1999; Ленин: учение и деятельность. М., 2000; Сталин: право на власть. М., 2000; Сталин: загадки личности. М., 2000; Борьба после победы. М., 2000; Человек и толпа. М., 2001; Современный подросток. Взросление и пол. М.; Воронеж, 2003; Толерантность (введение в проблему). М.; Воронеж, 2003 (в соавт.); Общество: Психология связей и отношений. М.; Воронеж, 2003; Миграция. Сущность и явления. М.; Воронеж, 2004 (в соавт.); Поведение: физиология, психология, этика. М.; Воронеж, 2006; Оценка: психология и прагматика оценки. М., 2006; и др.

Источник.

Читать полностью (скачать) статью Колесова Дмитрия Васильевича — «Множественность различий нравственности и морали» // Проблемы бытия личности, No 1–2008, с. 33-60тык! (сохранённая копия статьи).

См. также «Персональный ультиматум 2.0».

1 лайк