Правила объяснения / указания / референции
В основном мы общаемся словами: письменно или устно. Поэтому рассмотрим правила, по которым мы указываем на значения объектов с помощью слов.
Синтаксис, семантика и прагматика – это правила референции (объяснения, указания).
С их помощью мы указываем на объекты.
Синтаксис – правила, по которым знаки соединяются друг с другом.
Нельзя: «ызгороть». Можно: «изгородь»
Семантика – правила, по которым знаки отсылают к обозначаемым объектам.
Это термины. Семантика отвечает на вопросы: Как именно можно использовать это слово? Правильно ли я использую это слово?
Желая указать на «монитор» мы не станем использовать слово «бутылка». Но у семантики свои ограничения: у слов могут быть несколько значений («лук» как оружие и как овощ, «монитор» как экран и как аудио колонка).
Прагматика – правила, по которым знаки будут использоваться в реальных ситуациях.
Это понятия (концепты). Прагматика отвечает на вопросы: Как в данном сообществе используется это слово? Как мне выразить мысли, чтобы этот человек / группа меня поняли?
Вспомним пример с AI как "artificial intelligence" и "artificial insemination". В сообществе сельхоза и в сообществе разработчиков ChatGPT при упоминании AI будут разные образы.
Из каких блоков состоит объяснение?
Слово, концепт и образ
В тексте мы оперируем понятиями:
Слово – это минимальная языковая единица.
Концепт – это когда мы слышим или видим слово и оно порождает в нас предсказание переживания: зрительного, слухового или тактильного.
Концепты существуют сами по себе, человек лишь научился их замечать и называть. Например, мы выделяем концепт: «планеты». Когда вы прочитали слово «планета», каждый представил себе какой-то образ: планету Земля, Сатурн или фантастическую планету из игры / фильма.
Важно отличать концепт от образа. Образ – это концепт, интерпретированный конкретными мозгами с конкретным опытом. Сам же концепт не содержит информации для органов чувств.
Концепт существует объективно. Образ – это субъективное восприятие концепта.
Как мы можем выразить образ? Сейчас вы прочитали текст «воздушный шарик лопнул» и представили себе резиновый шарик, который вдруг разлетелся на множество ошмётков резины и раздался этот резкий громкий хлопок. Образ получился зрительный и слуховой.
Представьте себе пляжный песок на берегу речки, озера, моря. Этот образ получился зрительный, слуховой и тактильный. Но кто-то представил тёплый, нагретый песок дневного пляжа, а кто-то вообразил вечерний, холодный. Концепт один – песок, а образы у людей различаются.
Как мы указываем на объекты?
Референция и модель референции
Референция – это точечное указание, конкретная ссылка на объект.
Способы реферировать / указывать: описать словами, указать пальцем, обыграть метафорически (визуальный образ, мелодия).
Есть разные способы указать на объект (способы референции). Например, в моушн дизайне используются средства выразительности: композиция, метафора, цвет, интенсивность подачи видеоряда, гипербола. Скажем, в ролике про наушники мы хотим сформировать в голове зрителя образ звука. Для этого можем использовать образ звуковой волны: окаймляем наушники волнообразными стенами.
Высокую скорость мы можем обозначить параллельными линиями разной длины.
Хотим в кино показать пропасть между персонажами: сажаем их на разные концы дивана, снимаем фронтально, а на фоне их разделяет вертикальная рама окна.
Волнистые стены обозначают звук (звуковая волна)Модель референции – это как мы объясняем.
На каком «языке» мы говорим с человеком, каким способом мы формируем в мыслях агента образ объекта. Это мнение о том, как присваивать значения словам и фразам.
Примеры моделей референции: чертёж, схема, табличка (сценарий, график отпусков).
Например, вы хотите объяснить мне разницу между понятиями «интерес» как "concern" и «интерес» как «предпочтение». Уже в этом предложении вы использовали две модели референции: русский и английский языки, уточнив русское «интерес» английским "concern".
Модель референции может состоять из комплекса референций. В табличке со сценарием ролика мы можем построчно в три столбца указать: 1. описание сцены, 2. ссылку на ролик-пример, 3. тайминг. Кстати, ролики-примеры так и называются: «референсы», «рефы».
Например:
Светлая просторная сцена, как в реф 1 Медленный, спокойный темп, как в реф 2 |
youtube.com/реф1 youtube.com/реф2 |
00:00 - 00:05 |
Резко динамика возрастает, а цвета меняются на тёмные |
youtube.com/реф3 | 00:05 - 00:10 |
У меня проблемы с моделью референции, если я:
- Не понимаю, что говорит собеседник.
Смотрю на чертёж, но условные обозначения мне неизвестны. - Вроде понимаю, но не уверен, что понимаю правильно.
Надо уточнить: переспросить / прогуглить. - Понял, а потом оказалось, что понял неправильно.
Тогда повторить пункт (2).
Модели референции:
- конкретный объект физической реальности
- конкретная ситуация в физической реальности
- масса образцов из физической реальности
- композиционно собранное из значений слов значение фразы
- значение, контекстуально собранное из того, что окружает фразу.
Вывод
В речи, письменной или устной, мы указываем на объекты с помощью определённых правил: синтаксиса, семантики и прагматики. Изучать синтаксис надо, когда мы осваиваем новый незнакомый для нас язык. Правила семантики и прагматики идут уровнями выше.
Объясняя объекты мы используем слова и концепты. Концепты – это более сложные объекты внимания, которые существуют сами по себе, а мы лишь научились их замечать и называть. Чтобы использовать концепты важно опираться на правила семантики и прагматики, то есть использовать слова по назначению и говорить с данными конкретными людьми на их языке (с музыкантами «монитор» – это колонка, с дизайнерами «монитор» – это дисплей).
Чтобы агенты говорили на одном языке, мы используем модели референции (модели указания на объекты).