Рефлексия. Роли

Пролог.

Начался второй курс по Системному мышлению.

Если в прошлый раз оформление моего мышления письмом было в формате поста, то на этот раз я выбираю путь рефлексии: свободный формат, коротко, возможно не совсем тезисно, но то, что действительно затронуло my mind.

Можете смело плеваться, ругаться, хвалить, в общем, комментировать как вашей душеньке угодно. Welcome to my mind✨

Let's start.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. РЕФЛЕКСИЯ НА ТЕМУ РОЛЕЙ.

Уже не в первый раз задумываюсь о ролях как важном аспекте успешной системы (в моём случае it-проект/продукт).

Казалось бы, не так трудно, взять проект, посмотреть на него с разных сторон, оценить, какие проектные роли в них могут быть задействованы,  сделать выбор: удовлетворять интересы ролей или только учитывать и всё, profit!

Только около двух недель назад, я начала замечать, что не всё так просто.

И нет, эта проблема не нова. Просто произошла триггерная ситуация, которая представила эту проблему во всей красе.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ.

Много сказано о том, что надо/не надо удовлетворять интересы, но самое интересное опущено. Ведь возможно существование двух диаметрально противоположных интересов, которые необходимо удовлетворить для того, чтобы система была успешной. Например, интерес клиента - реализовать все хотелки в продукте за меньшие деньги, интерес отдела разработки - реализовать качественный продукт, закрывающий потребности клиента и получить с реализации бонусы (читай больше денег). Суть конфликта: не удовлетворишь клиента - не будет проекта/продукта, не удовлетворишь разработчиков - не будет команды, которая реализует проект/продукт.

Из данного размышления вытекает следующий вопрос:

А УСПЕШНАЯ СИСТЕМА УСПЕШНА ДЛЯ КОГО?

На примере всеми любимой машины: мы (кто это мы? наверно создатели) сами выбрали, какие интересы удовлетворять (водителя, пешехода, менеджера по продаже итд), но интерес вора не удовлетворили. Для кого эта система успешна? Для нас (создателей?) Для пассажиров? Для вора? То есть любая система может быть успешной, если посмотреть под разными углами?

Или успешный успех рассматривается только для нас?

Остались вопросики.

На этом пока всё, увидимся в следующей рефлексии ?

Хм… Успешная система УЧИТЫВАЕТ все интересы. Удовлетворять-то как раз необязательно, а иногда даже нужно НЕ удовлетворять. В примере с машиной успешная система учитывает интерес вора (хищение), т.е. учтенность интереса вора выражена в его активном неудовлетворении - применение охранных систем, иммобилайзера, системы спутникового слежения и т.п.
Рассматривая пример с разработкой, также необязательно впадать в крайности. Учитывая интересы клиента и команды разрабов необходимо найти компромисс в частичном удовлетворении этих взаимоувязанных интересов. Качество этого компромисса - это этический выбор авторов системы.

При обсуждении ролей и их интересов, мы всегда упускаем тот факт, что можем неверно определить интерес роли.
А действительно ли интерес клиента - сделать дёшево, а не не решить качественно проблему, что в дальнейшем принесёт ему прибыль/выгоду?
Как продажник могу тебе уверено сказать, что клиент не готов платить, если не видит в этом ценности или выгоды для себя. И на самом деле, продать дорого - это не ваша задача, ваша задача помочь продажникам донести клиенту ценность продукта. А дальше продажник выполнит хорошо свою роль!
Не сомненно бывают клиенты, которые хотят бесплатно и хорошее качество. Но наши ли это клиенты?