Отмена "вредного" автоматизма

На второй неделе систематического чтения, упорно продолжала конспектировать главу которую изучала.
Время на прочтение тянулось в минутах, а время на конспектирование тянулось в часах.
Посмотрев в конспект увидела уменьшенную копию главы, сокращенную. Задав себе пару вопросов по теме, что изучила, следующим моим действием - было открытие конспекта и воспоминание где и как визуально, написала понятие про которое хочу сама себе ответить.
Возникла немало мыслей о том, что я делаю что-то не так как задумывала, и меня результат не радует.
Результат изучения одной части главы был: 25 минут чтение + 50 минут конспектирование и изучение.

Я обнаружила две привычки: 
1.  Читать текст проговаривая его "про себя" 
2.  Дословно конспектировать материалы главы

В этот раз наличие этих привычек мне определенно начало мешать:
1. Чтение и само изучение главы затягивалось, я постоянно возвращалась к предложению который не поняла с первого прочтения, для того чтобы его понять (такое возвращение могло быть от 2 до 4 раз)
2. Понятия, принципы, модели плохо усваивала
3. Наличие тревоги и представление того, что я чего-то не успеваю
4. Появилось недовольство тем как я выполняю роль ученика
5. Другие роли я стала выполнять хуже чем, обычно, задерживая работу, не выполняя ее и откладывая, забывая о том, что хотела сделать
6. Нарастало напряжение и недовольство собой
7. Нарастало напряжение в семье

И благодаря накоплению этого напряжения у нас с мужем произошел разговор, в котором мы прояснили все, что меня беспокоило, то из-за чего я переживала и расстраивалась, вернувшись в самое начало обнаружения моих привычек чтения.
Итогом такой бережной беседы стало:
1. Возвращение моего спокойствия
2. Обнаружение других техник чтения, которые я не использовала
3. Выбор техники чтения с "предметом во рту" (карандашом в зубах)
4. Систематическое применение этой техники
5. Создание заметок и описание понятий своими словами

Сам первый подход к новой технике чтения, был для меня невероятно сложным, а именно из-за того, что я начала сильно сопротивляться и вообще не верила, что именно я могу такую технику выполнить ("Кто-то другой точно может, но я - нет!"; "У меня никогда не получится").

То есть читать один раз текст, не возвращаясь к повторному прочтению, записывать определения именно по памяти без заглядывания в текст который только что прочла. 

Усилием воли, проходя сквозь этот внутренний диалог, сделала все как хотела и у меня получилось!

Сейчас я обучаюсь на курсе пятую неделю (прохожу 5 главу) и все время практикую эту технику. А результат изучения одной части главы меня сильно радует: 10-15 минут чтение + 20-25 минут описание понятий, принципов, методов своим языком.

Я смогла продвинуться в практической работе, работе со внешними источниками, внедрением практик в свою жизнь, ощущая удовлетворение и радость от ликвидации "вредной" привычки!

1 лайк

А в чем суть техники чтения с «предметом во рту» (карандашом в зубах)? Попробовал загуглить, но нашел только в контексте работы над дикцией и артикуляцией

Анна , очень приятно было вас почитать. Спасибо , что поделились со сложностями с которыми столкнулись и с решением , которое нашли .

Шикарный и исчерпывающий перечень Неудовлетворенностей! Спасибо за Пост!

Предлагаю: в пункте “4. Постоянная практика этой техники” фразу “Постоянная практика” заменить на систематическое применение".

Вопрос: Удается ли удерживать в голове несколько понятий и их описание после прочтения раздела?

Такая техника в дополненном виде применяется в обучении скорочтению. Этой технике я не обучалась. Замысел мой - применять такое чтение, о котором я написала, только для учебной, деловой литературы, чтобы не замедляться в изучении материала и изучать его легче и эффективнее.

Суть техники заключается в том, что благодаря карандашу в зубах, при прочтении текста не происходит фантомного проговариваривания текста, а сознание (“пункт управление вниманием”) не отвлекается на посторонние мысли. Отвлечение происходит потому-что сознание обрабатывает информацию быстрее, чем я читаю со скоростью проговаривания, и начинаю отвлекать саму себя. А еще мозг подает те же сигналы в челюсть, как при чтении в слух и продолжают фантомно имитировать речь без звука и движения, поэтому техника чтения с карандашом во рту, перекрывает этот импульс и фантомное прогаваривание “отвязывается”.

Когда я применяю эту технику, мне достаточно сфокусироваться на прочтении текста глазами, тогда мое внимание не переключается в другие мысли и я не сбиваюсь.

1 лайк

Анастасия, благодарю :slight_smile:

Благодарю, Александр!)
Рада, что пост оказался для Вас полезный. Пункт 4 изменила, действительно так читается приятней)

а, теперь мне понятно =) спасибо