Онтологика. Третья глава. Базовые типы, отношения, роли

Зачем мы выделяем типы?

Мы выделяем типы, чтобы понятно указывать на объекты (реферировать). Вы хотите, чтобы человек вас понял однозначно, поэтому вы чётко обозначаете, например: «Я говорю не о твоих личностных качествах, а о выполненной работе. Результат получился не очень,
его надо улучшить, вот правки».

Есть три базовых типа:

  • Физический объект
  • Процесс
  • Класс.

Мир удобно делить по этим трём категориям, но их число можно и увеличить, когда возникает такая необходимость. Однако уменьшить уже не получится, потому что эти три типа – это база.
* я использую слова «тип» и «категория» как синонимы.

Когда мы выделили типы, мы можем строить отношения и мир становится понятным

Когда мы отнесли объекты к какому-то типу, мы можем строить иерархии – отношения между объектами. Опишем некоторые основные отношения, основываясь на Theory-Theory:

  • Композиция
    Отношение: часть-целое.
    Примеры: Крышка – часть бутылки, микрофон – часть гарнитуры, ухо – часть головы, тред – часть процесса, ячейка – часть столбца.
  • Классификация
    Отношение: экземпляр относится к группе
    (экземпляр / член множества / член класса включён в тип / множество / класс)
    Примеры:
    - ваш сосед из квартиры напротив – член множества всех жильцов вашего подъезда;
    - телефон у вас в кармане – член класса «смартфоны».
  • Специализация
    Отношение: группа относится к группе побольше
    (подтип / подмножество / подкласс включён в тип / множество / класс)
    Примеры:
    - легковой автомобиль относится к транспорту (речь не о конкретном физическом объекте, то есть не о вашем или соседском автомобиле, а о концепте, то есть о ментальном объекте);
    - кошки относятся к животным;
    - животные относятся к живым существам.
    Примечание: отношения «специализации» можно было бы назвать «классификацией», потому что они работают по одному принципу. Мы лишь сделали концептуальную сетку более плотной, чтобы нам было проще наводить внимание на важные детали.
  • Реализация
    Отношение: функция выполняется (реализуется) объектом
    Примеры:
    - Роль / функция: чистилка зубов – Физический объект: зубная щётка
    Чистилка зубов реализуется зубной щёткой.
    - Роль / функция: забиватель гвоздей – Физ. объект: молоток (а можно камень, микроскоп…)
    Молоток реализуется молотком / камнем / микроскопом.
    - Роль / функция: водитель – Физический объект: Иван Петрович
    Водитель реализуется Иваном Петровичем.
  • Трансформация
    Отношение: объект А создал объект В
    Примеры:
    - Повар приготовил завтрак
    - Парикмахер сделал причёску
    - Сценарист написал сценарий.

Понимать типы и отношения между ними важно, чтобы понимать других людей,
а также самому выражаться понятно.

Роли помогают разобраться в сложных отношениях

Отношения реализации и трансформации отсылают нас к ролям / функциям. Эти типы отношений мы используем, когда хотим описать сложные взаимодействия. Например, чтобы создать рекламный моушн ролик, сценарист должен написать сценарий, иллюстратор отрисовать иллюстрации, моушер должен их анимировать, саунд дизайнер добавит звуки, а монтажёр смонтирует, подкорректирует цвета и отрендерит (выведет в формат видео).

При этом роль / функцию иллюстратора может исполнить живой человек, а может AI. То есть, говоря о ролях, мы имеем в виду именно выполнение действия, само исполнение функции: роль – это и есть функция. Дамблдор == Директор, но Дамблдор !== Директор.

Кто угодно может стать директором, надо лишь обладать подходящим набором компетенций. Что угодно может исполнить роль зубной щётки, лишь бы у этого объекта имелись достаточные свойства. В принципе, зубы можно почистить и пальцем – на него же можно нанести зубную пасту, то есть палец обладает некоторыми свойствами зубной щётки.

Роль – это не вы сами. Вы не являетесь вашей функцией. Вы играете множество ролей:
сын / дочь, коллега, водитель, пассажир, партнёр, любовник, ученик. Кто угодно может исполнять эти роли вместо вас, то есть вы ≠ функция.

Свойства позволяют исполнять функцию:
- компетенции агента (как его свойства) позволяют ему играть определённую
роль (навыки вычислительного мышления позволяют человеку работать
бизнес-аналитиком);
- свойства предмета позволяют предмету исполнять определённую функцию
(камень может исполнить функцию «забиватель гвоздей», скейтборд исполнит
функцию «средство передвижения», как это было в фильме про Уолтера Митти).

Доп. Как добавлять объекты в онтологию, используя BORO flowchart (но я ещё не разобрался)

boro-flowchartBORO flowchart

Источник

Фреймворк BORO предлагает такой алгоритм категоризации:

  1. Представлен ли объект в пространстве и времени?
    Если да, записываем его как тип «физический объект» (Individual)
  2. Если нет (объект не представлен в пространстве-времени), тогда проверяем:
    есть ли представители этого объекта?
    Если да, то:
    • либо записываем его как «класс» (type)
    • либо выявляем конкретный экземпляр и затем повторяем пункт (1)
  3. Если нет (у этого объекта нет представителей), тогда:
    • либо записываем его как кортеж (tuple)
    • либо находим объекты внутри этого объекта и их отношения между друг другом и затем повторяем пункт (1).

Пример 1
Есть такое сообщение: «На дверце шкафа висят плечики с одеждой». Разберём из этого предложения объект «одежда»:

  1. Представлен ли объект в пространстве и времени?
    Нет. Здесь не сказано, какая именно висит одежда, поэтому мы пока ещё задаёмся вопросом: «одежда» здесь – это физ. объект или концепт (объект ментального пространства)?
  2. Если объект не представлен в пространстве-времени, тогда проверяем:
    есть ли представители этого объекта?
    Ответ: да, у объекта «одежда» в мире можно найти представителей (футболка, штаны)
    - Мы можем прямо сейчас добавить в нашу онтологию «одежду» как класс.
    - Или мы можем пойти дальше и определить конкретного представителя. Если исходного сообщение мы получили в процессе диалога и поэтому можем уточнить его детали, то мы спрашиваем: «А какая одежда висит на дверце шкафа?». Нам могут ответить: «Ну, моя футболка, жёлтая с уткой».
    Тогда мы возвращаемся к пункту (1) и проверяем теперь эту конкретную «футболку».
  1. Представлен ли объект в пространстве и времени?
    Да. Здесь сказано конкретно, какая это одежда: это чья-та футболка (например, нашего партнёра), она чётко определена (жёлтая, с уткой), а значит она:
    - представлена в пространстве
    - когда-то была создана.
    Поэтому мы можем сказать, что это физический объект.

Пример 2

В качестве примера автор статьи из источника выше приводит объект «мост Ватерлоо».

  1. Представлен ли мост Ватерлоо в пространстве-времени?
    В пространстве: да.
    Во времени: их два. Первый 1817-1920 гг., второй 1942-наши дни.
  2. Выбираем мост, о котором сейчас говорим, и добавляем его в онтологию.

Как выбираем? Сначала надо понять: для чего мы вообще брали концепт «мосты» и почему из всего их множества навели внимание именно на мост Ватерлоо. Может быть, мы составляем список всех мостов, демонтированных до Второй мировой войны. Тогда нам важно обратить внимание именно на ПЕРВЫЙ мост Ватерлоо, построенный в 1817 году. Вот его мы и добавляем в свою онтологию (например, в свою научную работу). В тексте мы так и говорим: «далее мы будем говорить про первый мост Ватерлоо, построенный в 1817 г. и демонтированный в 1920 г». Теперь, когда читатель нашей статьи встретит в тексте слова «мост Ватерлоо», он подумает о мосте 1817 г., а не о мосте 1942 года.

Вывод

Типы помогают наводить внимание на один и тот же объект. Иными словами, если вы понимаете тип, о котором говорит собеседник, то у вас не получится ситуации:
«я ему про тёплое, а он мне про мягкое».

Когда мы определили типы, мы начинаем выделять отношения. Если мы говорим «футболист», то также должны понимать, что он является «членом футбольной команды»: футболист – член множества футболистов этой команды; а эта команда футболистов –
член множества всех футболистов города или страны или мира.

Возможно, наша задача – выделить другие типы отношений: не классификации (экземпляр – класс), а специализации (подкласс – надкласс). Для чего нам выделять отношения как-то иначе? Это мы определяем от текущей задачи. Когда надо рассортировать всех людей по профессиям, тогда мы обращаемся с отношениями специализации «подкласс – надкласс»:

• надкласс: профессия
• подклассы: футболист, разработчик, моушер, каменщик.

Когда мы говорим о сложных отношениях, нам важно обращать внимание на роли (функции). Адекватно понимаем роли на проекте = повышаем шансы правильно выстроить отношения между ролями, учитывать и удовлетворять все интересы. Например, нам нужна функция «напоминатель о делах» и мы можем поручать эту работу своему секретарю. А можем научиться пользоваться напоминалками в Google Календаре и снять эту обязанность с секретаря, дав ему более важные задачи.