Состояние жизненного мастерства до прохождения курса

Предисловие

В домашнем задании ко второй главе предложено оценить жизненное мастерство до прохождения курса, это и постараюсь сделать. Начнём снизу вверх, то есть с мастерства собранности. Прежде чем начать, хочу написать предисловие о том, как я наткнулся на ШСМ и решил, что буду изучать курсы, об этом следующие 4 абзаца.

До того как я нашёл ШСМ, в приоритете были прикладные практики и мастерство собранности, хоть я и не мыслил эти вещи осознанно. Было понимание, что учиться нужно постоянно, но уверенности в выборе конкретных дисциплин не было. Кроме того, покоя не давал вопрос: "Чему учиться, чтобы быстрее учиться в принципе?" Обучался новому 20-30% времени в году, а всё остальное время уходило на рутину и пассивное потребление информации: СМИ, игры, YouTube и т.п. При этом постоянно чувствовал, что делаю что-то не так. Надо "что-то" менять.

В поисках этого "что-то" я обратился к психологии, начал с популярных книжек. В этом списке были и книги Курпатова и другие подобные из поп-психологии. Не читал разве что книги из разряда "Как стать успешным в том и этом" или похожие книги которые обещали "простой рецепт" счастливой жизни. Хоть книги по психологии и дали ответы на некоторые экзистенциальные вопросы, но при этом не повлияли на изменения в жизни. То есть вроде как ответ получил и даже легче стало, но жизнь не меняется.

Другая причина чтения подобных книг состояла в желании научиться контролировать собственное тело и разум. Надоели бесконечные "начну с понедельника", да и другие планы оканчивались ничем, радости в жизни от этого не прибавлялось. Появилось ощущение, что жизнь идёт по определённому руслу автоматизмов и привычек, из которого невозможно свернуть. Книги по психологии не помогли начать делать что-то в жизни, но подтолкнули в правильном направлении, или скорее дали понять в каком направлении копать бессмысленно.

С книг по психологии переключился на книги по менеджменту и обучению. Так и наткнулся на книгу "Образование для образованных" Анатолия Левенчука. Книга понравилась и я посетил сайт школы о которой говорилось в книге.

Оценка жизненного мастерства

Мастерство собранности

Из учебника курса выяснил, что под собранностью имеется ввиду способность человека встать в роль и выполнять её на определённом промежутке времени. Иными словами это — контроль тела (продление жизни, здоровый образ жизни (оздоровление организма), готовность тела к действию, выносливость во всех смыслах этого слова), и психики (работа с эмоциями и настроением, выявление и разрешение неудовлетворённостей, контроль внимания и силу воли тоже сюда).

Психологическая собранность

Досуг и потребление информации

До курса, не выделял вниманием такие понятия как досуг или работа, хотя интуитивно понимал, что есть рабочее время и "личное". Весь досуг был пассивным, и львиная его доля состояла из потребления простой и развлекательной информации. Поток информации был постоянный, не было времени на подумать. Это превратилось в пугающую привычку, иногда я не мог вспомнить, чем занимался целый день. О таких понятиях как поток или активный досуг я тогда не знал. Единственное с чем не было проблем так это с бесполезными переписками, я переписывался не много, но временные промежутки переписок были хаотичными и отнимали по 1-2 часа в сутки.

Эмоции и настроение

В плане эмоций и ощущений (настроения), всё было пущено на самотёк. Иными словами отсутствовало понимание того, что с эмоциями или ощущениями нужно работать. Исходя из прочитанного в книгах по психологии (ещё до курса), решил, что проблему с эмоциями нужно исправлять не в себе, а в окружении. В первую очередь "под нож" попала привычка постоянного потребления бесполезной информации.

Постоянно подавленное настроение и чувство "пустоты" внутри я "заедал" пассивной информацией, которая позволяла забыться, но это чувство возвращалось каждый раз когда потребление информации прекращалось. Таким образом это превратилось в порочный круг.

Выявление неудовлетворённостей

Практики выявления, описания и разрешения неудовлетворённостей не применялись. Таким образом неудовлетворённости не осознавалась, игнорировалась и "заедались" пассивной информацией. В конце концов у меня даже появилась ещё одна вредная привычка — заедать плохое настроение сладким или другой вредной пищей.

Иногда предпринимались попытки "разобраться в себе", но всё сводилось к бесполезному самокопанию, мышлением письмом я тогда не пользовался, а сеансы самокопания ни к чему внятному не приводили.

Контроль внимания и планирование

До курса я не осознавал важности управления вниманием и не умел его осознанно направлять. Из всех психопрактик которые предлагаются в курсе, я не владел и близко ничем похожим. Как я писал в предисловии, одна из причин моих поисков была как раз связана с неспособностью контролировать своё внимание на уровне привычки и выше. Часто было так, что я запланировал дело, но в итоге переключался на потребление пассивной информации. Кроме того, даже когда удавалось следовать плану, это не приводило к ожидаемым результатам либо занимало непомерно больше времени чем планировалось.

Через какое-то время пришло понимание, что мои планы и то что происходит в реальности никогда не соответствовали друг другу, иными словами моя карта местности не соответствовала фактической местности. Помимо этого проблема была в том, что контроль отсутствовал на уровне фокуса, поэтому и на уровнях выше ничего не получалось.

В попытке обрести контроль над своим вниманием, я стал пытаться использовать тайм-менеджеры, но в конечном итоге пришёл к выводу, что какой бы не была система — толку от неё не будет если я сам не могу "взять себя в руки". Хотя первое время я упорно это отрицал и всё искал свою идеальную систему планирования.

Физическая собранность

Здоровый образ жизни

Решил сразу объединить питание, сон, отдых и спорт в одну группу, так как не одно из этих занятий я осознанно вниманием не выделял. Соответственно о никакой работе по этим направлениям речи идти не могло. Режим сна часто сбивался, вставать рано было тяжело. Спортом не занимался, зарядку по утрам не делал, иногда мог раз в неделю, как-то подвигаться, чтобы "кровь разогнать".

Отдыхом я считал всё, что не связано с работой и выполнением рутины дома. Уже до курса я знал, что пассивное потребление информации лёжа на диване, не является отдыхом для мозга. Из-за отсутствия активного досуга, физической активности и правильного (2) питания, я всегда был уставшим, как психически, так и физически.

Кроме того, была привычка делать перекусы о которой я уже упоминал выше, на момент написания этого поста я уже избавлялся от неё. Как оказалось эти две привычки (пассивное потребление информации и перекусы) были тесно связаны между собой. Вредных привычек наподобие курения или употребления алкоголя не было.

Мыслительное мастерство

В курсе сказано, что мыслительное мастерство воспроизводится интеллектом. Интеллект отвечает за ролевое мастерство (включающее деятельностный кругозор), за способность логически мыслить и коммуницировать, за переобучение, всё это и есть мыслительное мастерство. Таким образом мыслительное мастерство, отвечает за то, как быстро человек решает новые задачи, встраивается в новые проекты, выбирает новые роли.

До курса, моя работа над мыслительным мастерством была выражена моими попытками улучшить свои навыки обучения (насколько я понял — это относится к методологическому мастерству которое входит в состав мыслительного), путём изучения литературы на данную тему.

О таких понятиях как деятельностный кругозор или ролевое мастерство я не знал. В процессе прохождения курса удивляюсь тому, сколько терминов и понятий я использовал, но при этом не знал или не осознавал их значения. Например, то же "сознание" или "осознанность", слова часто употребляемые в жизни, но когда просишь кого-то прояснить, что за этими словами скрывается, становится видно, что человек пользуется интуитивным пониманием этих слов.

Касательно личных проектов, я не выделял их вниманием как проекты, да и в принципе не отслеживал выполнение работ. Такие понятия как инвестирование времени и уровни внимания были мне неизвестны. Я часто бросал то, что не удавалось сделать с наскока, к остальному терял мотивацию спустя время, отсюда кладбище незавершённых проектов и не реализованных систем. Да и к выбору проектов или практик подходил не осознанно, а если чего-то хотелось, то сразу начинал делать.

Не знал, что мотивацию можно "изготовить" самостоятельно, а не ждать пока она появится сама. Понимал, что нужно учить теорию и практиковаться, но понятия теории и практики разделял по обывательски, а уровня мастерства собранности часто не хватало. Кроме того, никогда не осознавал насколько важно применять изученное в жизни, за частое упоминание чего, отдельное спасибо авторам курса. Мысль вроде простая, но осознать её полноценно, чтобы начать делать что-то не так просто.

Прикладное мастерство

Из курса выяснил, что прикладное мастерство отвечает за конкретные прикладные навыки, это мастерство позволяет создавать системы и продукты. За навыки в прикладных дисциплинах и платит деньги работодатель. Хорошее прикладное мастерство, как и другие виды мастерства из курса — реализуется на автомате.

Прикладное мастерство, это единственное над чем я полноценно работал до курса, хотя большую часть времени неосознанно. Часто бывало так, что не получалось повысить уровень прикладного мастерства. Я думал, что не хватало интеллекта, но теперь понял, что в большинстве случаев проблема была в мастерстве собранности. То есть я часто сливался не из-за сложности задач.

Заключение

Если подытожить и кратко описать моё состояние жизненного мастерства, то в первую очередь выделяю неосознанность. Я даже интуитивно не разделял такие виды мастерства как методологическое, мыслительное или мастерство собраности. Конечно даже не владея терминами и понятиями которые даются на курсе, я мог провести границу между обучением игре на гитаре (прикладное мастерство) и обучением "мастерству обучения".

Оффтоп

Пост частично написан в начале первого месяца изучения курса и редактировался в процессе прохождения, т.к. мне не хотелось выкладывать его "сырым". Подобный подход помог лучше сформулировать мысли, при этом достоверно сохранив информацию об уровне жизненного мастерства в начале курса. А ещё до меня долго доходила мысль о том, что не нужно "писать в стол".

Читал несколько посты других студентов, которые проходили курс в течении 1-2 месяцев, но я не понимаю как это возможно даже с учётом отсутствия проблем по части мастерства собранности. Если речь идёт о людях которые уже были достаточно подкованы, то может быть, но трёх месяцев не хватит даже для полноценного разбора (усвоения) рекомендованной литературы. Мне это особенно не понятно, на фоне моего горького опыта чтения книг с нулевым результатом из-за того, что я просто "читал".

Есть желание как следует всё изучить и идти в методологические курсы "вооруженным". Как минимум есть уверенность, что следующие курсы будут идти намного быстрее. Для сравнения, если раньше я просто читал книгу в 250-400 страниц за полгода или больше, то сейчас хватает не больше двух недель с учётом мышления письмом. Список прочитанной и разобранной литературы растёт и это радует. Кроме того я не испытываю сложностей с пониманием и применением терминов которые относятся к системному мышлению. Основной пласт времени уходит именно на повышение уровня мастерства собранности: изучение теории, постановку практик, устранение вредных привычек и т.п.

Да это можно делать после прохождения курса, но мне этот вариант кажется сомнительным, по крайней мере на текущей стадии обучения. Далее рекомендованная литература, большинство из этих книг невозможно просто читать их нужно разбирать, а некоторые знания сразу же пробовать.

1 лайк

Kolidunux, отличная рефлексия и разбор своих проблем. Благодарю также за обратную связь. Заметно как мышление письмом повлияло на ваше внимание, и то, что выделили, заметили столько объектов внимания даем уверенность, что вы сможете продуктивно пройти данный курс. Обязательно продолжайте, у вас хорошие шансы на системное изменение своей жизни и далее на реализацию своих больших замыслов!

1 лайк