Мышление письмом — 2 аргумента против публичности учебных постов


По итогам прохождения 1 главы курса "Системное саморазвитие" у меня возникло сильное нежелание, даже сопротивление писать пост в блог ШСМ и практиковать таким способом мышление письмом.
Анализ этого сопротивления занял у меня порядка 2 недель. В итоге я смог декомпозировать его на 2 логических аргумента. (Были ещё этический и эмоциональный аргументы, но здесь я их опущу)

Аргумент №1. Публикация учебных постов вредит обществу и миру

В 1 главе говорится:

  • В мире засилье низкокачественного информационного контента
  • Человеку для выживания следует стремиться быть деятелем, меняющим мир, создателем чего-то нового, полезного другим людям (в курсе говорится о создании систем — но это взгляд одной теории)

С этими утверждениями я полностью согласен.
Но написание публичного поста в блог в качестве ДЗ — как раз им и противоречит.

  • Очень маловероятно, что ученик сможет написать на тему лекции что-то нетривиальное, оригинальное, полезное, качественное.
    Получается, мне предлагается стать создателем низкокачественного информационного контента, да ещё и выложить его в общий доступ. Сама мысль об этом мне претит.
    Это — не то, что должен делать деятель, меняющий мир (к лучшему).
    Надо или создавать качественный контент. Или не создавать его вообще, "можете не писать — не пишите".
    Пусть эксперты пишут на эту тему. Но я в этой теме не эксперт (иначе зачем я на курс пришёл?)
  • Некачественный контент не просто бесполезный. Он ещё и вредит, двумя внешними эффектами. Помимо экологии, низкокачественный контент мешает находить качественный.
    Но это применимо только к публичным постам. Закрытые посты не появляются в гугле и значит никому не мешают

Аргумент №2. Публикация (низкокачественных) постов вредна лично мне

Вопрос не только курса касается, а жизни в целом. Это Анатолий Левенчук достаточно публичный человек, почти "что на уме, то и на языке". Но это его основная деятельность, и его мысли оригинальны. А большинство людей и не имеют настолько оригинальных мыслей, и не готовы вести такой публичный образ жизни (даже если думают, что готовы).

Я понимаю, что многие возможности, которых я бы хотел достичь в жизни, подразумевают или требуют некоторую публичность. В конце концов, на рынке труда надо рекламировать себя как специалиста.
Но множество случившихся за последние годы журналистских "расследований", разоблачений, историй простых людей — например, учителей школы — убеждают, что публичность это опасный инструмент. Которым надо пользоваться целенаправленно и умело. А если не умеешь (или не нужно) — лучше и не пользоваться вообще. Держать свои мысли и вообще любую личную информацию при себе.

Я бы хотел публиковать посты на те темы, в которых более-менее разбираюсь и которые как-то связаны с моей основной деятельностью. За это я готов нести ответственность. А писать на темы, в которых не разбираешься, и вредно, и опасно. (Опасно — не в смысле "посадят", просто могут использовать против меня; это опасение никак не связано с местом и временем действия.)

Альтернативы

Мышление письмом я практиковал и практикую.
Уже много лет имею привычку всё записывать.
Кажется, эта привычка записывать иногда даже становится вредной.

  • На обеих моих работах отмечали мои электронные письма — но оценки были смешанные. Кто-то отмечал полноту, а кто-то отмечал "слишком много букв, можно бы покороче"
  • Раньше я исписывал груды бумаги, и по работе, и дома, и были проблемы с систематизацией всего этого объёма
  • Вероятно, у меня с письмом дела обстоят лучше, чем с проговариванием

Сейчас прорабатываю личные проблемы и проекты в Notion и формирую личный Zettelkasten в RemNote, в терминах ШСМ — в экзокортексе. От бумаги практически избавился. Про это может быть отдельно напишу как-нибудь. Но это всё для личного или командного пользования, не публично.

Публично я изредка пишу отзывы о товарах и рецензии на книги и фильмы.
Поэтому публикую этот пост как рецензию/обратную связь авторам курса. В таком формате он может принести хоть какую-то пользу и компенсировать вред.

Я не отрицаю важность мышления письмом и важность тренировки. Без этого мастером не стать. Мы все писали сочинения в школе, наверняка очень банальные. Но сочинения читал только учитель, и вряд ли старые сочинения хранятся бесконечно долго. А даже если хранятся, до вступления во взрослую жизнь действует некоторая презумпция несформированной личности (не знаю, как она точно называется).
Хотелось бы, чтобы в блоге ШСМ был такой же подход к учебным постам — непубличность по умолчанию и ограниченный срок жизни. Иначе право на свободу слова превращается в обязанность раскрытия информации.
При добавлении записи в блог есть возможность ограничить видимость — видимо, в будущем я буду ей пользоваться.

P.S. Уже написав этот текст, прочитал статью Церена. Не согласен с ним в

это интересно всем, так устроены люди

Во-первых, не всем. Во-вторых, со своим "интересно" надо разбираться. Я бы даже сказал, бороться. Неосознанное "интересно" — одна из причин потребления лишнего контента. Про это можно было бы отдельный пост написать.

Разделяю ваши ощущения и аргументы. Думаю, впрочем, планку сильно задирать тоже не надо. Пусть не всякий пост готовая статья важная для мира, но хотя бы тема достойная неформального обсуждения в курилке среди однокурсников - почему нет? Вот, вы как раз такую тему и подняли, и я нашел ее ценной. Приятно обнаруживать, что твои трудности и сомнения есть у других :slight_smile:

Однако да, даже для курилки далеко не всегда находятся темы, а вымучивать ради галочки претит (а курс-то понуждает). И хотелось бы, конечно, иметь настройку видимости только внутри ШСМ. Хотя, не знаю, я пока не со всем разобрался, может она уже и есть?

  1. Полагаю, вполне можно относиться к первым постам, как к учебным. Публикации студентов "Системного саморазвития" не попадают на главную страницу, а только в раздел "Подготовительные курсы";
  2. Лично я начал воспринимать публичные заметки просто как рабочий продукт в роли ученика, хотя у меня тоже были свои сомнения;
  3. Очень интересно будет почитать про структуру и практики работы с экзокортексом!
Ну и приглашаю в неформальный чат, где можно делиться именно сомнениями и возникающими трудностями.

Приветствую, Владимир!
Спасибо за комментарий.

Да внутри школы не жалко, можно на любую страницу. Мы тут вроде все свои.
Не устраивает, что посты в гугл попадают. А на самой странице раздел не указан, никакой пометки нет. Как посетителю из гугла понять, что пост учебный? Писать в начале поста disclaimer?

Спасибо за приглашение, но я наверно пока пас. Трудностями надо не делиться, а преодолевать их ) Может быть позже.

Приветствую!

Спасибо за комментарий.

При публикации в правой стороне окна есть настройка видимости. Там есть вариант “Личное” — “Видна только администраторам и редакторам”.
Предполагаю, что это значит что пользователи ШСМ смогут смотреть, а посторонние посетители нет. Но ещё не проверял.

У обсуждений должна быть какая-то цель.
Обсуждения без цели — и потери времени, и хороший способ поругаться и испортить отношения )
У меня есть конкретное предложение: закрыть доступ к учебным постам незарегистрированным пользователям. И, соответственно, поисковым машинам.
Обсуждать есть смысл с теми, кто такие решения принимает. Если их аргументы не убедят, тогда уже проводить среди однокурсников агитацию или голосование.
А обсуждение без ЛПР — это диалог на кухне. Все согласятся, покивают, но ничего не поменяется.

Добрый день
Благодарю вас за пост, становится яснее какие потребности у других людей на курсе.
Соглашусь, приватность для репутации важна для людей с определенными постами и внутренними состояниями - для ШСМ мне кажется нормальная практика ограничить аудиторию, которая может просматривать посты Студентов Курса, сделав отдельную функцию. В таком случае снизится тревожность и возможные негативные последствия публичности, можно спокойно развивать практику написания постов.
С уважением.

Настройки видимости “только для ШСМ” нет, но я написал Церену, он обещал внести в бэклог и есть надежда что появится в следующей версии.

Закрывать все только для ШСМ думаю тоже не очень вариант, все-таки есть здесь люди, которым есть что сказать для всего мира :slight_smile:

Про обсуждения без цели - я бы не был так строг. Сейчас не найду источник, но помню историю как в какой-то компании руководство заметило длинные очереди к принтеру/копиру и чтобы их исключить поставило веб-камеру. Ну и исключило. Вот только продуктивность коллектива упала. Как выяснилось, неформальное общение у принтера позволяло людям узнавать то, о чем спросить целенаправленно формальным путем им не пришло бы в голову. Не знаю, звучит немного как байка, но я думаю дело в том, что чтобы появилась четкая цель нужно уже довольно много знать, а мы не всегда знаем достаточно чтобы о чем-то задуматься. Как писал Роберт Шекли в одном из своих рассказов “Чтобы задать правильный вопрос нужно уже знать половину ответа”. Неформальное общение, если оно конечно не о погоде и прочих незначащих вещах, может привносить новую неожиданную информацию, давать пищи мысли и поднимать незамеченные вопросы.

Спасибо, что написали Церену!

Подобные истории приводят к недовольству или разочарованию руководством, а это само по себе снижает производительность.
Так что роль обсуждений тут сомнительна.

Вообще, я сторонник осознанности. Или медленного мышления.
В той ситуации я сомневаюсь, что обе группы (сотрудники и руководство) принимали решения не быстрым мышлением, а осознанно.
Если есть желание что-то обсудить — надо бы разобраться с этим желанием. Чем оно продиктовано, и является ли обсуждение самым эффективным решением.
Очередь к принтеру это просто симптом, с ним бороться бесполезно. Сначала появится очередь к кофемашине, а потом и в отдел кадров за расчётом.
С другой стороны, вероятно, у компании и руководителей проблемы более глобальные, а запрещение очередей и установка камер — это тоже просто симптом.

Возможно, тут и есть отличие? С моей точки зрения, в нас самих уже есть много пищи для осознания и размышления. Но мы почему-то игнорируем её и ищем какой-то внешний инпут.

Люди и ситуации разные, а строг я скорее к самому себе. У меня самого и так слишком много идей и информации, что я не успеваю её перерабатывать. Приходится себя ограничивать. Но судя по комментариям от моих знакомых и тут, моя ситуация довольно редкая. А значит и моё решение мало кому пригодится.

Видимо, мне надо ещё работать над языком. Избавляться от “должен”.
Не хочу, чтобы это звучало так, будто я навязываю кому-то свою точку зрения )

Здравствуйте.

Спасибо за пост, во многом узнал себя.
Интересно, что за момент прохождения обучения у меня успела подменяться точка зрения по этому поводу. Буду наблюдать дальше…