Психопрактика анализа неудовлетворённости

На днях я изучил тему "Мастерство эмоционального соответствия" в рамках 4 главы онлайн-курса "Системное саморазвитие". Небольшое исследование записей блога показало, что к этой теме обращаются сравнительно редко. Предполагаю, что дело в том, что мастерство эмоционального соответствия для части аудитории кажется чем-то несколько эфемерным, и потому не слишком значимым, как и психология как самостоятельная дисциплина. Даже там, где она находится на стыке с системным мышлением.

Впрочем, я склонен считать, что построение платформы "человек-деятель" невозможно без владения психопрактиками. Причины отлично отражает схема взаимосвязи психологии и системного мышления.

На основании вышеизложенного я решил опубликовать свой пример использования практики работы с неудовлетворённостями из дисциплины "когнитивно-поведенческая терапия", но через призму системного мышления.


Шаг №1: распознавание неудовлетворённости

Первый шаг к оптимизации своих переживаний - это распознавание ошибок в мышлении, иначе говоря - поиск нежелательных автоматических мыслей, которые генерирует наш мозг в режиме S2 по Канеману, неосознанно. Само осознание этого фактора как причины тревоги, страха, прокрастинации и других отрицательных переживаний, может принести некоторое облегчение.

Шаг №2: определение причин и источника неудовлетворённости

Прежде, чем начинать коррекцию собственного ролевого поведения или проектировать систему, которая поможет справиться с негативным переживанием, важно определить, что его вызывает. Очень важно на этом этапе мыслить осознанно, наводя внимание внутри себя на переживаемых чувствах и эмоциях, а также мыслях, что появляются одновременно.

Приведём пример с прокрастинацией. Вы избегаете определённых задач? Это потому что они кажутся вам неприятными или скучными? Или же причина в том, что данная деятельность плохо организована и у вас нет автоматической ясности, как к ней приступать? Или же дело просто в том, что вы перегружены (overwhelmed) этим конкретным видом активности? Может быть вы боитесь получить неидеальный результат? Возможно и то, что в вашем поле внимания находятся слишком много отвлекающих явлений, либо у вас низкая толерантность к дискомфорту ради будущей выгоды и, соответственно, не поставлено мастерство мотивации и самолидерства. Каждый из этих случаев требует особого подхода, так что крайне важно в момент возникновения негативного переживания остановить свободно блуждающие "камеры внимания", направить их на автоматическую мысль, тщательно её проанализировать и проговорить. Также желательно использовать практику мышления письмом для фиксирования сопутствующих чувств, эмоций и физических ощущений.

Шаг №3: коррекция автоматической мысли

После того, как вы поняли, в чём заключается автоматическая мысль, стоит попытаться определить, из какой роли она происходит. Выводы, сделанные из ответа на данный вопрос, можно использовать для того, чтобы осуществить коррекцию этой мысли: нужно ли сохранить эту роль? Как можно играть её иначе, чтобы удовлетворить текущую неудовлетворённость? В чём рациональная замена неосознанной идеи?

На данном, заключительном этапе практики, мы чётко понимаем, в чём заключается возникшее затруднение. Дальнейшая работа происходит с использованием методов системной инженерии, с целью изменить себя, свою жизнь и мир вокруг себя так, чтобы чаще испытывать оптимальные потоковые переживания.

Арсений, хороший пример, спасибо.
Действительно, применение мышления письмом может быть полезно не только для обучения, но и для решения неудовлетворенностей. Использование объектов внимания системного мышления поможет сделать этот процесс эффективнее.