Мышление письмом №3

Продолжаем практику публичного мышления письмом. Все еще в виде ответов на контрольные вопросы курса Системное саморазвитие 2021. Сегодня ответы на вопросы главы 3.

Q: Что изучает психология?
A: Психология изучает внутренние состояния человека, его переживания и чувства. От внутреннего состояния зависит способность действовать и играть роли в проектах.


Q: Зачем связываем психологическую и системную картины мира? Приведите пример. Каковы границы применимости психологической картины мира? А системной?
A: Психологическую и системную картины мира связываем для того, чтобы построить модель удовлетворения неудовлетворенностей. Человек (тип из психологии) имеет неудовлетворенность (тип из психологии). Для удовлетворения неудовлетворенности встаёт в роль (тип из СМ) и выполняет практики (тип из СМ), при помощи них создаёт рабочие продукты (тип СМ)/целевые системы (тип СМ). Они уже работают на удовлетворение неудовлетворенностей.

Q: Что такое стек саморазвития? Какие мастерства туда входят? Почему мастерство собранности – ключевое?
A: Стек саморазвития отличается от жизненного мастерства. В жизненное мастерство входят мастерство собранности, мыслительное мастерство, прикладные мастерства. В стек саморазвития входят:

  • Собранность. Как навык управления вниманием в деятельности
  • Самолидерство и самомотивация. Поиск неудовлетворенностей, переработка их в мотивацию действовать
  • Мастерство эмоционального соответствия. Способность управлять эмоциональным фоном, чтобы он был оптимальным для играния ролей и выполнения практик
  • Мастерство телесного соответствия. Обеспечение готовности тела к выполнению практик
  • Мастерство размышления. Отбор источников информации, обработка информации мышлением проговариванием и письмом/моделированием
  • Формирование окружающей среды. Использование экзокортекса и экзотела
  • Стилистика. Мастерство вписаться в окружение.

Собранность из них ключевая, ибо все остальные могут быть наработаны, если есть собранность. Ключевое - управление вниманием. Если оно есть, то есть возможность отследить, что внимание направлено не туда, или что чего-то не хватает, и направить внимание в нужную сторону


Q: Что такое внимание? Какие режимы направленности внимания вы знаете? Приведите примеры коллективного и индивидуального управления вниманием из вашей деятельности.
A: Внимание - это способность выбирать поток информации для обработки. В мозг постоянно подаётся большое количество потоков информации: от внешнего мира, от тела, из других частей психики - внутренние переживания, мысли, переживания из неосознанного. Есть несколько режимов внимания:

  • рассеянное - внимание вникуда, без особого управления
  • Внимание на фон - конкретные объекты внимания не выделены, но оно направлено уже куда-то: наружу, на тело, внутрь
  • Внимание на объект - выделение конкретного объекта внимания из фона, размытие фона и фокусировка на объекте

Q: Какие уровни внимания вы помните? Вспомните вчерашний день и опишите, какие уровни внимания вчера вы задействовали. Какие уровни внимания вы задействовали в последние 2 недели? Каким уровнем вы не занимались?
A: Существует 4 уровня внимания:

  • мгновенное  - уровень исполнения отдельных элементов практики. Внимание на перформанс каждого элемента
  • локальное/не помню точное название, но суть в том, что внимание идет на исполнение практики/выполнение задачи целиком. Масштаб - в помидорах
  • проектное внимание - внимание масштабе недели-месяцы, удержание внимания на продвижении в проектах/постановке практик
  • жизненное внимание - масштаб в годах, стратегирование и определение направления движения.

За вчера я использовал мгновенный, локальный и проектный уровни. За последние две недели задействовал мгновенный, локальный и проектный уровни. Явным образом жизненный уровень затронут не был.


Q: Что такое сознание? С какими режимами работы мозга оно связано?
A: Сознание - это функция управления вниманием. Оно связано с режимами работы S1 и S2.
Режим S1 - это энергоэффективный режим быстрого принятия решений, по уже выученным моделям мира. Режим, который не требует осознанных вычислений. В этом режиме работают практики, которые мы довели до автоматизма (вождение автомобиля, например). Решения могут быть не точными.
Режим S2 - режим медленного принятия решений, режим вычислений. Используется, когда необходимо провести более формальные вычисления. Составление финмодели - работа в режиме S2.


Q: Какие функции сознания вы изучили? Приведите примеры на каждую функцию.
A: Функции сознания: направлять внимание на нужный объект, выделять его из фона, удерживать внимание, детектировать отвлечение внимания

Q: Для чего нужен экзокортекс? Как он помогает в деятельности? Приведите примеры вашего полезного и вредного экзокортекса.
A: Экзокортекс нужен для увеличения доступных человеку вычислительных ресурсов и расширения возможностей сознания и внимания. Мозг хорошо производит вычисления, но не очень хорошо хранит информацию.
В экзокортекс хорошо выносятся функции хранения информации, сознания (как управления вниманием - всякие напоминалки, будильники, фокусировщики и т.д.). Последнее время даже вычисления стало можно выносить в экзокортекс - начиная от различных моделей процессов, до обработки менее структурированной информации и логического вывода.
Мой полезный экзокортекс: таск трекер, трекер проектов, база заметок, база книг
Мой вредный экзокортекс: телеграм (как внешнее управление вниманием)

Q: Выберите практику, которую раньше поставили / хотите поставить, и опишите постановку по модели практической осознанности.

A: Здесь имеется ввиду проведение практики по циклу НН-ОН-ОК-НК? Если да, то выберу практику отслеживания эмоций.
До похода к психотерапевту был просто какой-то зуд: необъяснимо почему не было мотивации что-то делать, просто было как-то фоново не очень. Это была неосознанная некомпетентность.
После полугода работы стало понятно, что 1) нет компетенции в распознавании и классификации переживаемых эмоций, 2) нет компетенции в переживании этих эмоций и их интеграции, а не вытеснения. Это осознанная некомпетентность
Сейчас я потихоньку развиваю оба этих навыка, что-то получается, что-то нет. В некоторых частях этих практик нахожусь на стадии осознанной компетентности. В некоторых еще нет. (тут вообще зыбкое поле для применения слова “осознанный”, ибо эмоции постоянно шастают из осознанного в неосознанное и обратно)
Итогом, по модели, должно стать, что я не задумываясь, на автомате, буду отлавливать переживания, ведущие к дисфункциям, перерабатывать и интегрировать их.

Q: Почему ошибки – норма для человека?
A: Мозг человека предназначен для поиска новых способов изменения окружающей среды для себя. Для этого он выдвигает гипотезы и тестирует их об мир. Соответственно, ошибки - часть процесса проверки гипотез и нахождения работающего варианта.

Возьму себе идею - опубликовать свои также ответы на вопросы по главам!

Ничего себе, кому-то даже понравилось:)

Честно, я вообще не то что на комментарии, я на просмотры-то не рассчитывал:)

Спасибо!