Муки с целевой системой

Вроде очевидно, что “танцевать” надо с целевой системы - Как корабль назовешь, так он и поплывет.

Завод чего-то, тут кажется ясно: целевая система именно этот что-то.
Но например подумаем о струйном принтере - стоит 200$, a картридж стоит где-то 15$. Если печатать полноцветные рисунки 45$ хватит на скажем 100 страниц. Оказывается производитель продает принтер, чтобы мы потом купили картриджи и спец.бумагу - основной оборот именно здесь! Более того есть принтер “HP-OfficeJet Pro 8035” и “HP - OfficeJet Pro 8025” они физически вообще никак не отличаются. Модель 8025 идет вместе с “8 months of HP Instant Ink” - это значит что фирма предоставит картриджи для 800 страниц (это будет контролироваться через Web API к которому подключен принтер). И оказывается целевая система не “принтер” а “картридж”. А может HP уже и не продает “принтер”, а предоставляет услугу с целевой системой “рисунок на бумаге”?
Другой пример - ресторан. Целевая система - казалось бы ужин. Но профессионалы говорят орг. деятельностные системы не могут быть целевой системой. Так может быть целевая система это сытый клиент? В дорогом ресторане получаются “более” сытые? Может быть целевая система - удовлетворенный клиент? Звучит двусмысленно.

Про театр вообще боюсь думать: театр это система создания представления, а представление это орг. деятельность который предоставляет сервис “чего”? И опять целевая система это довольный зритель на выходе?

Действительно, правильное определение целевой системы это самое сложное в использовании системного подхода, и часто приносит мучения. От решения относительно того, где проходят ее границы, зависят все остальные действия по ее созданию. И ошибка с этими границами скорее всего приведет к провалу проекта. Но с другой стороны, определив и назвав целевую систему правильно, все шаги по реализации становятся понятнее и проще, так как остальные объекты внимания из системного подхода к ней привязаны.

Пример с принтерами хорошо подходит для тренировки мышления. Целевой системой может быть и напечатанная художественная фотография размера 1.8х1.2м, и финансовые документы стандарта A4, и тираж счетов по квартплате объеме 100 тыс шт. Для каждой из них нужен разный принтер. И в одной ситуации можно продавать принтер как станок для производства печатной продукции и расходные материалы в виде картриджей, в другой предоставлять сервис печати с оплатой произведенных копий.

С ресторанами тоже удобно тренироваться. Для быстрого питания целевой системой действительно может быть сытый человек, для классических ресторанов это может быть ужин как мероприятие с впечатлениями.