Образование, как досуг и форма потребления

Мы живём в эпоху экономики внимания. И рынок образования вынужден играть по правилам этой экономики, просто чтобы существовать. Рынок образования становится всё больше похож на рынок развлечений. Даже термин соответствующий придуман — edutainment — развлекательное образование.

Тренды на рынке задают агрегаторы курсов. Бизнес-модель агрегаторов устойчива только при условии постоянного производства и публикации новых и новых курсов и бесконечного потока рекламы на них. Я пробовал моделировать юнит-экономику агрегатора курсов на примере Skillbox — она сходится при условии производства сотен курсов в год. Я очень удивился, думал — что где-то ошибся в расчётах. Поинтересовался у коллег из эдтеха — это действительно так, агрегаторы — это низкомаржинальный бизнес.

Что это значит? Это значит, что маркетинг таких курсов приходится выкручивать на полную, маркетинговые каналы очень сильно перегреты. Чтобы выполнять свои KPI, маркетологи вынуждены работать неэтично: усиливать страхи и давать несбыточные обещания. Внедрять идею, что «саморазвитием» можно исправить недовольство собой, нехватку денег, усталость от профессии, отсутствие мотивации, скуку, даже депрессию. Обещать даже водителя такси из Кургана за месяц научить всему, что нужно и отправить на работу в IT за зарплату 300К в месяц. Так формируется искаженная модель мира в которой образование это с одной стороны — решение всех проблем, а с другой стороны это легко, просто, быстро.

А что они продают и продвигают? То, что продавать проще и понятнее — уверенность в будущем и, так называемые, «профессии будущего». Сама концепция «профессии будущего» мне не представляется правильной и перспективной. Я думаю, что категория «профессия» сама по себе устарела — мыслить надо компетенциями. Идея, что может быть одна профессия на всю жизнь — это норма, которой мыслили наши родители, дедушки и бабушки. В 2022 году делать ставку на какую-то профессию — рискованно. «Основой жизненного мастерства будущего является мыслительное мастерство» — я согласен с этим тезисом ШСМ.

А ещё я думаю, что концепция lifetime learning многими людьми понимается превратно. Для многих она стала идеей, которая оправдывает бесконечное потребление образовательного контента без какой-либо его дальнейшей реализации. Самообразование, как ещё одна форма досуга. И в таком разрезе просмотр курсов мало чем отличается от просмотра сериалов или бесконечных роликов на ютубе. Превратно понятный lifetime learning становится отличной маскировкой реальных проблем и видимостью действий. Расслабленно слушать курсы за чашкой чая — это одно. А по-настоящему учиться и потом применять полученные знания в ежедневной работе - это другое. Это пот и слезы.

При этом сама концепция lifetime learning, как бесконечного саморазвития, представляется мне верной, при условии, что это развитие опирается на ценности человека и конкретную деятельность. Учиться не для того, чтобы компенсировать страх остаться на обочине или свой «синдром самозванца», а для того чтобы быть человеком деятелем.

Чтобы образование не становилось бесконечным потреблением, как раз нужна деятельность. Нужно держать в фокусе свой рабочий проект или продукт, то что будет результатом этого обучения. Стараюсь для себя ответить на вопросы: а для чего мне учиться? В чём ценность образования и обучения для меня? Куда я смогу применить полученные знания и навыки? Когда я учусь для пользы? А когда из любопытства и интереса?

А вот за счет чего экономика всяких скиллбоксов складывается только при сотнях курсов в год? Дорогое привлечение клиентов или что? Курс один раз создал и нормально, проверку заданий можно автоматизировать, менторы стоят определенную сумму в час.