Роли в системном мышлении

#сиВСМ
В театре легко понимаем и считаем вполне логичным, что Актер Петров играет роль Гамлета. Не возникает ни какой путаницы и дребезга.

А в жизни продолжаем рассматривать людей как личности, на основании всего доступного опыта взаимодействия с ними. И чем больше знаешь человека, тем больше посторонних шумов будет возникать в деловом общении.

Поэтому, ролевое рассмотрение людей в команде проекта - удивительно полезное изобретение. Оно экономит много ресурса внимания, не рассеиваешься на посторонние аспекты. А концентрируешься на важном для проекта.

Бытовое мышление этому мешает и надо перестраивать мышление, осваивая практики системного мышления.

Именно в СМ отошли от идеальных физических систем и перешли на представление систем в глаза смотрящего. Системы существуют не сами по себе, а для чего-то и кого-то. И в СМ 2.0 стали использовать связанные понятия “роль”, “ролевой интерес”, “предмет интереса”, “предпочтения в интересе”, “ролевые практики”. Через фильтр этих концепций взаимодействие в проекте можно рассматривать, строить и использовать более эффективно.

Так каждый человек имеющий интерес к системе будет выполнять какую-то проектную роль (внутреннюю или внешнюю). По интересу можно определить его роль (и наоборот, по роли - интерес). А определив интерес, можно выявить предпочтения в интересе. На основании предпочтений создаются требования, а уже на их основе строится система.

Особенно, хочу выделить полезность для меня, применение понятия “роль” в собственной системе ролей, как верхнеуровневый их переключатель. Так, в режиме design-time мы осваиваем ролевые практики (изучаем дисциплины и отрабатываем технологии). А в режиме run-time вспоминаем что нужно войти в Роль1 и включаются необходимые для данной роли ролевые практики и способности.