Мои впечатления от главы 2 курса ВСМ

Самое сильное впечатление от второй главы курса ВСМ пожалуй про критерий успешности системы. Раньше я не задумывалась над тем, что является мерилом успеха, мне казалось, что в проекте достаточно уложиться в отведённое время, выделенный бюджет и реализовать всё, что запроектировали. Но вот будет ли успешной система, если при её проектировании не учли чей-то интерес и после вывода в эксплуатацию выяснилось, что сделали совсем не то, что нужно, хотя по документации реализовали всё, что записано в требованиях?

Для меня пока остаётся непонятным, как выявлять все проектные роли, внутренние и внешние, а также их интересы. Есть роли очевидные, например, в типовых IT проектах всегда есть разработчики, тестировщики, менеджеры и т.п. Но есть и неочевидные на первый взгляд роли, например хакер, вор, приведенные в тексте главы. Это такая осознанная некомпетентность - я понимаю, что знаю только те проектные роли, с которыми уже сталкивалась в проектах, но этих ролей намного больше, и не учесть их интерес в самом начале проекта - значит потратить ресурсы и время на проект впустую.

В целом глава очень интересная, театральная метафора позволяет просто объяснить разницу между ролью и конкретным человеком, исполняющим эту роль, а задание на определение функциональных объектов\физических объектов\функций помогло шире взглянуть на мир с точки зрения того, какой предмет какую роль может играть. Теперь любая фраза, например бессмертное из Простоквашино: "От этой картины очень большая польза, она дырку на обоях закрывает", сразу включает в сознании цепочку рассуждений: физический объект - картина, функция - закрывать дырку, какой другой физический объект может играть роль закрывателя дырки на обоях? (телевизор, семейное фото, шкаф), какую ещё роль может играть картина? (украшение интерьера, предмет искусства, инвестиция).

Выявление проектных ролей и их предпочтений, и дальнейшая работа по превращению их в требования, это отдельная большая практика инженерии требований, по которой есть различные стандарты и учебники.

На данном этапе обучения главное, что получено представление о том, что успешность системы определяется удовлетворением потребностей внешних проектных ролей, значит подумать об этом в начале любого проекта и принять нужные решения по выполнению кем-то практики инженерии требований уже не забудете. Это сильно увеличит шансы сделать проект успешным.