Мышление письмом, глава 2 СС - модели обучения

Из второй главы курса Системного саморазвития мне больше всего понравился раздел про различные модели обучения - “квадрант компетенций”, “спектр формальности мышления” и этапы постановки привычки. Они все на мой взгляд примерно об одном и том же, про то, как мы учимся и меняем для этого своё сознание и привычки. Множественность моделей обучения как раз подтверждает мысль из курса, что нет единой правильной модели, каждая может быть применима в той или иной ситуации.

В квадранте компетенций самое сильное впечатление для меня - это осознание, что есть области, о которых я ничего не знаю, даже представить себе сейчас не могу их существование (”Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам”), а пока я нахожусь в области Неосознанной некомпетентности, я не могу двигаться дальше, и только переход в область Осознанной некомпетентности даёт надежду на улучшение.

Быстрое\медленное мышление - неожиданно перекликается с главой 2 курса ВСМ, про ролевое рассмотрение: Мы осознанно обращаем внимание на свои действия (т.е. задействуем медленное мышление), только когда хотим улучшить свое поведение.

Модели постановки привычки - очень близкая мне тема, т.к. все эти этапы я прошла, когда стала регулярно заниматься спортом. Этап “не могу не” - когда жизнь кажется неполной без какого-то занятия, в моём случае без спорта. Но так же бывает и с любой другой деятельностью, которой занимаешься достаточно регулярно: изучение итальянского языка, чтение художественной литературы и т.п. Это зависимость, но зависимость хорошая, выбранная мной осознанно.

all models are wrong but some are useful:)

модель, как описание, мы разрабатываем (или используем разработанную) исходя из интереса какой-то роли. Если такой роли в проекте нет, то и модель разрабатывать незачем. 

Этот же подход может быть применён к вашему второму абзацу о существующих неизвестных областях (знаний). Знания нам нужны, чтобы их использовать, а не просто чтобы их “знать”. Для использования бывает достаточно общего понимания, что оно вот такое есть, и что есть специалисты, которые в этом разобрались, а вам нужно только знать общий принцип как вашу часть работы (основанную на знании из вашей предметной области из квадранта неосознанной компетентности) стыковать с работой этих внешних специалистов.