Слышать оппонента

На размышления меня натолкнул пост из блога ШСМ.

Сопоставление кратин мира - это акуальная и заряженная тема. Данная тема настолько всеобъемлющая и разносторонняя, что может быть широко понята и раскрыта. За жизнь каждый человек много раз встречаемся с ситуацией, когда картина мира не соответствует картине мира оппонента, каждый научается справлять с этим по разному.

Для разных людей и обстоятельств накапливаются свои стратегии действий: игнорирование, слияние, капитуляция, исследование, враждебность, критика. Проблема, что все паттерны зачастую построены на неосознанном реагировании и закрепляются в нас на автоматическом уровне. 

Есть желание описать слой, в котором формируется способность слышать собеседника. Нет цели в полной мере описать сложный феномен. Пусть это будет зарисовка и не более. Грубый набросок линии которые издали что-то напоминают, но на которые можно опереться и досмыслить какой предмет изображен. 

 Умение слышать других людей это полезный навык. Если посмотреть как происходит слушание то можно заметить что этот процесс распадается на части и в свою очередь новые навыки. Мне кажется есть две основных части: 

 1. Способность эмпатично слушать собеседника. Это позволяет понять, что лежит глубже того, что проговаривает оппонент. Осознавать где модели собеседника искажаются феноменами психики, или его эмоциональным состоянием. 

 2. Ощущения себя как самостоятельной личности. Процесс эмпатического слушания не должен сопровождаться тем что человек втекает в рассуждения оппонента и полностью находится в потоке смыслов говорящего. Всегда должна быть рефлексия, того где моя картина мира относительного того что проговаривает сейчас человек. Это должно делаться как минимум на трех уровнях: ментальном, телесном, эмоциональном. Удерживая во внимании эти уровне и умения между ними переключаться, способность быть относительно них наблюдателем делает возможным сохранить себя. 

 Культура в широком смысле накопила достаточно опыта и инструментов чтобы можно было целостно подобрать себе инструменты. Основное что надо научиться делать это выделять вниманием отдельные состояния себя как целого и уметь различать оттенки в речи собеседника.

Здравствуйте Alexey, заинтересовало перечисление стратегий действия. Из списка для меня выделяется “враждебность”. Все остальные варианты я понимаю как действия, а “враждебность” это отношение, ощущение, исходя из которого будет совершено какое-то действие. Чувствую “враждебность” - применяю критику, избегание коммуникации или даже физически нападаю. Было бы очень интересно узнать, как вы раскрываете враждебность как самостоятельную стратегию действия. Спасибо!

Привет, Алексей!
Слышать оппонента. А нужно ли это делать всегда? Зачастую есть темы и ситуации, которыми оппоненты (окружающие вас люди) хотят завладеть вашим вниманием для каких то своих ненужных вам целей. И слушание, попытки понять его мотивы и цели лишь приведёт к потраченному вами времени, текущей и будущей энергии.
Мне видится, что слушать нужно когда вы хотите что то получить от оппонента: информацию, блага, эмоциональную составляющую и т.д.

А как нам помогут концепции курса ВСМ лучше слышать собеседника?
Что если мы, обладая деятельностным кругозором и ролевым мастерством, по словам собеседника выявим роль собеседника в отношении обсуждаемого вопроса (системы), какой его ролевой интерес, предпочтения. Позволит это нам договариваться?