Выделение надсистемы как переход от веселого к полезному

За последнюю неделю мне удалось дважды применить навыки системного мышления и дважды выполнить задачу с большим, чем я привыкла, результатом.

     Задача первая : расслабить (?) Актеров

Сейчас я активно развиваюсь как инструктор Системного фитнеса, но преподаю так же «телеску» в прежнем своём формате, а именно веду мастер-классы по авторскому курсу Освобождение тела. Меня знают как педагога, который учит расслабляться и я несколько лет преподавала в одной из московских школ мюзикла как раз техники саморасслабления.

     И недавно я снова получила запрос-приглашение от знакомой актерской студии дать мастер-класс. Запрос звучал так: «надо наших ребят научить расслабляться, они зажатые, особенно мальчики». Раньше я бы ответила - ни слова больше, еду! и поехала бы со своей программой. Теперь же я стала выяснять, а для чего именно расслабляться? В какой момент нужно будет применить это расслабление, где и когда им воспользоваться?

      И выяснила (задав вопросы режиссеру, то есть заказчику моих услуг) : оказывается, есть необходимость не просто уметь расслабляться (когда ? где? в каком контексте?), а управлять своим телом в момент произнесения текста, звукоизвлечения на сцене, в присутствии зрителя. Поговорив ещё, сошлись на управлении в момент участия актера в этюдах.

    Моя программа в связи с этим поменялась таким образом:

  • я выделила три базовых состояния тела, которые на классе мы создавали, запоминали и воспроизводили по памяти (получилось у 15 чел из 15)
  • телесные задачи получились: последовательными (от простого к сложному), посильными (мы договорились с участниками класса, что каждый выполняет с такой интенсивностью, которую соотносит со своим текущим физическим состоянием), ясными для выполнения (я обошлась без метафор)
  • в начале класса участники познакомились с тем, каким путём мы идём и куда будем приходить (я описала целевую систему и надсистему, но не называя их так, выбрала язык, на котором они сами говорят), то есть как они будут использовать найденные на классе три состояния тела и что смогут изменить в своём исполнении в момент участия в актерских этюдах
  • мы смоделировали контекст, то есть воспроизвели ситуацию этюда, назначили «зрителей», чтобы максимально приблизиться к реальности и использовать то, чему научились на классе
  • проговорили вслух, что изменилось у «актеров», затем получили у «зрителей» обратную связь
  • договорились с режиссером о практике (с моей стороны последовал конспект класса, чего раньше я никогда не делала), договорились о следующем шаге

Как я действовала до знакомства с системным мышлением:

  • предлагала научиться расслабляться участникам мастер-классов, в пределах пространства класса выполняя множество разных (по сложности и интенсивности) телесных задач
  • рассказывала, что расслабляться полезно
  • «вела» их, то есть просила повторять за мной
  • надеялась, что если за время класса у них получилось почувствовать что-то новое, то они смогут воспользоваться этим «когда нужно будет»
  • особое внимание уделяла количеству упражнений (как можно больше), потому что верила, что чем больше , тем больше пользы
  • пыталась сделать упражнения веселыми (метафоры и байки), чтобы замаскировать сложность и свой страх, обусловленный тем, что получается не у всех

Задача вторая : совместный проект с Художником

   Здесь было тоже очень интересно: мы заранее договорились, что хотим сесть и обсудить возможность совместного творчества (Художник + Танцор = Перформанс) 

    Как правило, в моем предыдущем опыте подобных разговоров - это классная, веселая, очень долгая, и малоэффективная беседа двух творческих личностей, с историями, хохотом и грандиозными планами создать великое и выступить с этим великим в самом лучшем месте.

   В этот раз я предложила сразу начать с системного описания. Рассказала коротко суть, накидала схему и мы вместе начали договариваться. 

     - начали с выделения надсистемы и сразу определились с датой, набором площадок и фестивалей. 

  • выделили подсистему (ЦС была определена), систему обеспечения ( тут ещё нужно работать, накидали основное), систему в окружении
  • договорились о следующем шаге и назначили дату следующей встречи 
  • успели промониторить дополнительно информацию о том, а кто уже сделал подобный перформанс на эту же тему
  • и все это за 3 часа (!!!!!)

    Возможно для многих это понятный путь и «ну да, а что, можно по-другому создавать проекты?», но для меня это праздник, честное слово. Настолько продуктивно (даже если проект не будет воплощён, я инвестировала время в прокачивание своего навыка системного описания, я получила готовый список фестивалей и площадок, подходящих для моей работы, я научилась договариваться с художником быстро и сразу, на этой же встрече прояснить и договориться о следующем шаге) я провожу время реже, чем мне хотелось бы.

   Те, кто пытался сделать совместный проект с художниками, наверное меня поймут. Иногда это растягивается на месяцы и годы задушевных и малопродуктивных бесед.

    Хотя надо справедливости ради отметить, что художник мне попался с финансовым образованием и острым умом. И тем не менее. Я сама художник и прежде всего радуюсь, что мне удалось научиться переходить к делу сразу. 

Системное мышление рулит, там, где вроде бы люди опасаются «идти от ума», где территория чувств, творчества и интуиции.

Яна, спасибо за то, что поделились, очень приятно!)))
Круто, что удается за несколько часов развернуть проект. Сейчас идем к воспроизведению таких результатов у других студентов)))

У вас отлично получается!