Мысли о том, как работает мышление письмом

Мозг принимает решения о поведении в обход сознания. Это - один из открытых не так давно парадоксов работы мозга. И похоже, что само сознание имеет, скорее, социальную функцию. То есть человек, с помощью сознания описывает свое поведение, чтобы сделать его понятным для других людей из своего социального окружения. А еще чтобы взаимодействовать с окружающей средой. Этот парадокс можно увязать с другим явлением, что для продуктивного осознанного мышления нужны образы других людей, под которых создаются продукты мышления. или же которые вызывают "сопротивление интеллектуальной функции".

Мышление письмом так же подразумевает читателя. Мышление письмом из собранных в одном месте обрывочных мыслей на какую то тему переписывается в единый и понятный нарратив. (нарратив - это некоторая, удобная для обдумывания мысленная конструкция.)

Но чтобы этот механизм осознанного мышления заработал, ему еще нужен четкий образ или портрет читателя, чтобы складывать мысли под него. Портрет читателя определяет требования к написанному посту. Мысля письмом, мы создаем себе в голове собеседника, для которого пишем. Читатели постов в этого подготовительного курса - сообщество ШСМ. Но есть у меня здесь некоторая трудность. Я еще недостаточно имею представление об этих людях, чтобы представлять их требования к моим постам. Отсюда трудность в написании.

Выход не за горами: с количеством придет качество. С количеством общения в сообществе ШСМ, вырастет качество представления о нем и портрет сложится. Я ожидаю, что мое мышление письмом совершит качественный и количественный скачек когда мой опыт общения с преподавателями, как лидерами сообщества ШСМ достигнет некоей критической массы.Можно сказать, что портрет читателя - один из факторов производства мыслительной продукции.
Была и еще одна трудность. Было не ясно, как разрозненные мысли потом могут собраться в одном посте в единую конструкцию. А весь фокус оказался в том, что новая мысль - это продолжение и развитие предыдущей, которая стала для мозга более актуальной и запомнилась благодаря ее записи.

Максим, это очень правильный подход - думать о своей ЦА. У меня тоже не сложилось пока какого-то совсем четкого представления, но есть общее впечатление: это люди, которые стремятся научиться чему-то новому, стать лучше, повысить качество своей жизни.

Я уверен, что вам есть что рассказать таким людям, поделиться каким-то опытом, практиками или методами их применения.

Максим, это очень благородно, думать о других. Но, думаю, обучаясь, важнее всё-таки Ваше удобство, как Вам будет удобнее и продуктивнее. Мы вместе с Вами учимся, читая Ваши посты, стараемся понять Вашу картину мира, мне, например, непонятно, зачем Вы пытаетесь что-то подстроить под меня как читателя? моя задача понять Вашу картину мира, какой бы она ни была, без требований )

Елена, спасибо за комментарий! Попробую вкратце пояснить мною написанное. В общем, я утверждаю, что просто на физиологическом уровне для мышления письмом мы всегда ориентируемся на имеющиеся в голове образы людей. И это неотъемлемая часть человеческой природы. Мозг так устроен. И если Вы скажете мне, что Ваши посты пишутся только с ориентиром на Вас самих, то я изволю Вам не поверить)). Даже больше. Современная наука рассматривает наше “Я” как набор взаимодействий с набором образов этих людей, которые мы воспроизводим с другими людьми. Примерно так.
Ну а я не хочу писать свой пост под самые крупные мои образы - своих мамы, папы и брата. Куда прогрессивнее писать под тех, кто будет его читать.
И еще. Слово “требования” в моем посте следует понимать не как то, с чем пришли ко мне читатели и чего то там от меня потребовали, а как системное понятие. То есть как набор неких характеристик поста, с которыми пост сможет быть читателями воспринят.
В прочем, не удивлюсь, если мой комментарий не всем читателям добавит ясности, особенно для человека, не знакомого с современными научными взглядами на процесс мышления. Это может выглядеть слишком радикальным и непонятным.

Тут посты - не совсем контент, больше - учебная задача. А это значит, что ЦА можете быть и вы сами…например цель - прочитать потом, как происходило развитие, какие были сложности, какие появились возможности и новые мысли. Тут лучший пример - блог Анатолия Л. Там, как я вижу, скорее бортовой журнал (где был, что видел, что нашел), чем работа с аудиторией. Еще, ЦА может быть из вашего личного блога. Т.е. своей, родной и знакомой ЦА что-то рассказываете об изученном, а тут дублируете - тоже полезно, попробовать кого то научить - лучший способ научиться самому. Можно рассказывать кому то хорошо знакомому, преподавателю, одногруппнику(ам). Можно придумать персонажа. Это если обязателен собеседник. Я…так много вариантов пишу - потому что с форматом мучалась сама в первых постах)) И все еще сложно придумывать тему уже написанному посту)))) И да, в мышлении письмом - количество поможет победить. Максим, спасибо за пост!

Максим, спасибо за пост!
Добавлю пять копеек к информации о сознании. В основу нашей модели сознания положена модель Грациано. Согласно Грациано, сознание появилось не только как социальная функция (social perception, необходима для прогнозирования действий других людей на основе собственной модели сознания), но и для других целей:

  • управление вниманием (основная) – более эффективное распределение вычислительных ресурсов для обработки информации, конкурирующей между собой (аудиальной, визуальной и проч)
  • интеграция информации – объединение разных типов информации для создания картины мира / модели, которая помогла бы эффективнее действовать / выжить.
Что касается мышления письмом в постах в блоге ШСМ: мы (преподаватели) ожидаем в первую очередь, что вы потренируетесь в применении изученных в главе понятий на примерах из собственной жизни / если есть вопросы или что-то непонятно, то вы напишете пост, в котором опишете непонятки и порассуждаете, как именно можно ответить на ваши вопросы / порассуждаете на темы, которые зацепили. Мы же со своей стороны поможем откорректировать неверно понятые модели и предложим вопросы / информацию для рассуждений, а сокурсники увидят, что другие сталкиваются с такими же проблемами / интересуются теми же темами, и тоже порассуждают) Те в первую очередь цель учебная. Информация не обязательно должна быть прямо заточена под сообщество ШСМ. Но круто, что вы задумались о ЦА)

Анна, спасибо за подробное разъяснение. Стало понятней, как осуществлять мышление письмом и вести блог.

Да, мой пост не про то. В топку его! Оказывается нужно просто найти рассмотренные в теории понятия в своей жизни.

Всем привет. Хочу поделиться своими мыслями, возникшими во время чтения этого поста. А точнее одной мыслью. И связана она с тем, зачем вообще нужно использовать и развивать мышление письмом. Ведь это более медленный способ мышления, чем, к примеру, устное обсуждение.
Мне мышление письмом помогает структурировать информацию и повышать ее качество, т.к. в процессе написания текста я подбираю более емкие и точные формулировки, контролирую последовательность смысловых блоков, отсекаю ненужное, устраняю противоречия. Наверняка у каждого в жизни или в работе была такая ситуация, когда в голове все сложилось в стройную картину мира, а когда вы начинали на словах кому-то ее рассказывать, всплывали противоречия или обнаруживались пробелы.
Я за качество. Поэтому для себя я нашла обоснование, почему на это стоит тратить время.