Тренировка в применении понятий главы №8

Дисклеймер: Этот пост не претендует на истину, креативность или новые решения. Более того это мой самый "неуверенный" пост. Мне было очень тяжело прорабатывать понятия 8 урока (из системы 2 по Канеману просто валил дым).

Задача 1: вы системный инженер на фабрике. В составе команды вам руководство поставило задачу разработать новые ножницы;

Мышление письмом:

Целевая система: Новые ножницы. Эта система существует в физическом мире. У этой системы есть свой физический функционал (можно разрезать предметы).

Надсистема: Покупатели ножниц. На мой взгляд здесь важно отметить, что ножницы - новые. Возможно стоит вложить больше ресурса чем обычно (чем в предыдущих циклах производства) для детализации портрета клиента и его потребностей.

Эмерджность: функция целевой системы - разрезание предметов. Части ножниц по отдельности не могут дать той функции, которую они дают в составе целевой системы ножницы.

Система обеспечения: инженеры на фабрике.

Проектные роли:

  1. Внутренние: инженеры, менеджеры, бухгалтеры, логисты, маркетологи …
  2. Внешние: представители торговых сетей (сбыт), инспекторы контроля качества, представители регулирующих органов…
  • Воплощение целевой системы: новые ножницы
  • Описание и документация: чертежи модели, инструкция по применению
  • Подсистемы: ручка ножниц, лезвия, мелкие шурупы
  • Проектная роль: системный инженер.

Задача 2: вы хотите научиться плавать кролем. Необходимо организовать данную деятельность.

Мышление письмом:

  • Целевая система: плавание кролем
  • Надсистема: умение держаться на воде?
  • Эмерджность: функция целевой системы плавания кролем - это умение плавать кролем?
  • Система обеспечения: регулярные тренировки
  • Проектные роли:
  1. Внутренние: тренер?
  2. Внешние: сотрудники бассейна (если мы плаваем в бассейне)?
    воплощение целевой системы: процесс плавания кролем

    Описание и документация: учебники и дневник тренировок
    подсистемы: дыхание, движение ногами, движение руками
    проектная роль: пловец. Эта роль является частью моего жизненного мастерства (роль "здоровый человек")

Хорошо, в целом, с заданием справились. Необходимо обратить внимание на надсистему ножниц. Подумайте о процессе, в котором используются ножницы. Просто покупатели не имеют в своем составе ножниц.
Целевой системой в плавании будет человек-пловец кролем, т.е. овладевший прикладной практикой планивания кролем.
Надсистемой пловца будет бассейн или водоем, в котором плывет пловец, т.е. когда пловец будет внутри.

Антон, спасибо за пост!
Для того, чтобы определиться с надсистемой, полезно задавать вопрос: зачем нужна функция / эмерджентное свойство системы? Не “для кого”, потому что вопрос “для кого” позволяет выделить внешние роли (входят в надсистему, но самой надсистемой не являются), а именно “зачем”. Чего позволяет добиться “разрезание бумаги”, какой результат деятельности?

Спасибо!