Время - концепт

Воплощение систем происходит путём создания 4D объектов. Последняя четвертая часть является наиболее сложным (и поэтому наиболее интересным для меня) концептом - время.

  1. Нельзя описать время на том же уровне, где описываются первые три компонента 4D – длинна, ширина и высота. Приходится привязываться к результатам деятельности вышестоящих или нижестоящих систем. Например, человечество в своем ежедневном ритме привязано к солнечной системе (циклы активности и отдыха заданы закатом и восходом солнца), организм отдельного человека функционирует в соответствии с циркадными ритмами, которые в нормальных условиях лишь синхронизированы с солнечным циклом, но не совпадают с ним. Чтобы получить высокую точность в современной технике привязка происходит к колебаниям атомарных систем.
  2. Время не фиксируется органами чувств. Его нельзя увидеть или потрогать. Говоря о времени, мы всегда говорим об определенном общепринятом концепте. Время субъективно с точки зрения восприятия – у многих есть знакомые, которые всегда опаздывают или всю жизнь недооценивают/переоценивают временные затраты на какую-либо деятельность.
  3. Текущий момент времени можно определить только через состояние 3D объекта – положение стрелки на часах, отсутствие/наличие сигнала, вдох/выдох/, запуск/остановка двигателя и пр. Это может быть зафиксировано органами чувств.

Каким же образом нам удается давать точные прогнозы о положении в реальном мире и создавать системы, если о времени сложно договорится? Протяженность, длительность и пр. понятия будут описываться рекурсивно через концепт времени?

Я думаю, что мы не может зафиксировать проявление времени, но в реальном мире мы всегда может отметить своим вниманием точку перехода – движение (звук) перемещения стрелки часов, появление электрического тока, начало вдоха, начало вращения механических частей и пр. Эта точка субъективно-мгновенна, она не имеет протяженности во времени, мы не привыкли мыслить о ней как о длящемся процессе. Но она примерно одинаково воспринимается органами чувств и согласовать описание становится гораздо легче.

В таком случае ресурс времени может быть описан как набор выделенных мышлением в определенной картине мира точек перехода в элементах/связях какой-то системы. Прогноз и оптимизация расхода ресурса мыслительно происходит путем определения/изменения/удаления желаемых точек перехода.  

Инвестирование времени это осознанный выбор точек перехода из текущей «человекосистемы» в желаемую на личной образовательной траектории. Курс системного мышления помогает описать такие точки для роли ученика.

В данном контексте интересно порассуждать о таких понятиях как точка отсчета и система координат на которой располагаются точки перехода. Предположу, что они тоже всегда находятся в физическом мире и поднимаются для удобства мышления на абстрактный в ходе развития практики мышления, в частности системного.

Согласен с тезисом «Инвестирование времени это осознанный выбор точек перехода из текущей «человекосистемы» в желаемую на личной образовательной траектории». Так же считаю, что курс системного мышления поможет сформировать и направить по нужной образовательной траектории.  

Кирилл, спасибо за отличный пост! Интересные рассуждения о времени.
Что касается времени, можно в принципе выделить как минимум 2 типа времени, которые рассматриваются в учебнике системного мышления:

  1. Физическое время, которое мы измеряем при помощи измерителя – часов. Связано со сменой дня и ночи, отмеряет ход естественных биологических процессов (старение и тп)
  2. Логическое время, которое мы измеряем в проектах/системах как (итеративная) последовательность выполнения практик для того, чтобы система прошла по всем стадиям жизненного цикла (ЖЦ) от замысла до вывода из эксплуатации. Это "функциональное" время, напрямую к физическому не привязано. Привязки пытаются уже делать искусственно с учетом ограничений в сроках, бюджетах и тп.
Измерять точками можно и физическое, и логическое время. Поэтому здесь бы хотелось уточнений, какое именно время вы имели в виду. Судя по всему, имеется в виду логическое время: "точки перехода из текущей «человекосистемы» в желаемую на личной образовательной траектории" – это о переходе от одной стадии ЖЦ к другой. В таком случае тут и точки отсчета будут измеряться не в физическом времени, а в логическом, как момент переключения от одних практик к другим (с учетом выбранной вами точки отсчета, выбор которой зависит от цели – что хотите измерить?). Физическое время здесь как дополнительный параметр, показывающий скорость перехода / изменение качества мышления и жизни (тк в жизни ориентируемся на физическое время).

Анна, спасибо, что обратили мое внимание на вопрос о необходимости определится о каком времени идет речь! Этот образовательный блок еще не пройден по программе курса и я не сделал привязку к нужному понятию. Теперь понимаю, что рассуждал о логическом времени. После освоения соответствующего материала эти размышления стоит уточнить с учетом как жизненных циклов и итераций.

Кирилл, отлично, надеюсь, появятся новые мысли.
Что касается стадий ЖЦ – в данном курсе мы отдельно эти темы не разбираем, тк у нас курс вводный, а это уже более продвинутый материал. Но после изучения материала модуля 4 “Системы” можно попробовать заглянуть в главу 9 учебника “Системное мышление”, которая называется “Не жизненный не цикл”. Там разница в физическом / логическом времени при планировании реализации проекта разбирается хорошо.