Воплощение систем происходит путём создания 4D объектов. Последняя четвертая часть является наиболее сложным (и поэтому наиболее интересным для меня) концептом - время.
- Нельзя описать время на том же уровне, где описываются первые три компонента 4D – длинна, ширина и высота. Приходится привязываться к результатам деятельности вышестоящих или нижестоящих систем. Например, человечество в своем ежедневном ритме привязано к солнечной системе (циклы активности и отдыха заданы закатом и восходом солнца), организм отдельного человека функционирует в соответствии с циркадными ритмами, которые в нормальных условиях лишь синхронизированы с солнечным циклом, но не совпадают с ним. Чтобы получить высокую точность в современной технике привязка происходит к колебаниям атомарных систем.
- Время не фиксируется органами чувств. Его нельзя увидеть или потрогать. Говоря о времени, мы всегда говорим об определенном общепринятом концепте. Время субъективно с точки зрения восприятия – у многих есть знакомые, которые всегда опаздывают или всю жизнь недооценивают/переоценивают временные затраты на какую-либо деятельность.
- Текущий момент времени можно определить только через состояние 3D объекта – положение стрелки на часах, отсутствие/наличие сигнала, вдох/выдох/, запуск/остановка двигателя и пр. Это может быть зафиксировано органами чувств.
Каким же образом нам удается давать точные прогнозы о положении в реальном мире и создавать системы, если о времени сложно договорится? Протяженность, длительность и пр. понятия будут описываться рекурсивно через концепт времени?
Я думаю, что мы не может зафиксировать проявление времени, но в реальном мире мы всегда может отметить своим вниманием точку перехода – движение (звук) перемещения стрелки часов, появление электрического тока, начало вдоха, начало вращения механических частей и пр. Эта точка субъективно-мгновенна, она не имеет протяженности во времени, мы не привыкли мыслить о ней как о длящемся процессе. Но она примерно одинаково воспринимается органами чувств и согласовать описание становится гораздо легче.
В таком случае ресурс времени может быть описан как набор выделенных мышлением в определенной картине мира точек перехода в элементах/связях какой-то системы. Прогноз и оптимизация расхода ресурса мыслительно происходит путем определения/изменения/удаления желаемых точек перехода.
Инвестирование времени это осознанный выбор точек перехода из текущей «человекосистемы» в желаемую на личной образовательной траектории. Курс системного мышления помогает описать такие точки для роли ученика.
В данном контексте интересно порассуждать о таких понятиях как точка отсчета и система координат на которой располагаются точки перехода. Предположу, что они тоже всегда находятся в физическом мире и поднимаются для удобства мышления на абстрактный в ходе развития практики мышления, в частности системного.